В 2018 году с конвейера должно сойти до 30 тысяч единиц автотранспорта, в том числе и тысяча электромобилей. Но достичь этого без поддержки государства не получится.
Прогнозную оценку относительно объемов производства в 2018 году дала Ассоциация Казахстанского Автобизнеса (АКАБ). По ее мнению, выпуск автомобилей увеличится в 1,4-1,6 раза по сравнению с 2017 годом и составит 25-30 тысяч единиц.
«Предполагаем, что 2017 год завершится на уровне 18 тыс. автомобилей. Лидером по производству остается сегмент легковых автомобилей. На его долю приходится 88,1% от общего количественного объема производства, или 14 585 единиц за 11 месяцев 2017 года, что в 3 раза превышает аналогичный результат 2016 года. Также на территории Казахстана было произведено 621 автобусов и 1 341 грузовых автомобилей. В 2018 году планируется наращивание объемов производства на всех площадках республики до 25-30 тыс. автомобилей», — уточнили в ассоциации.
Автопром Казахстана «выздоравливает» — и переходит к Китаю
При этом основной упор будет сделан на бюджетные модели, которые должны стать доступными для казахстанцев благодаря государственной поддержке. Это позволит также снизить зависимость рынка от экспортных поставок.
«Доля продаж автомобилей казахстанского производства сложится на уровне до 50%, предпочтение покупатели будут отдавать машинам в низком и среднем ценовом сегменте, по-прежнему будет действовать программа льготного кредитования, которая позволяет приобретать автотранспорт местной сборки», — говорится в сообщении АКАБ на Facebook.
Дальнейший рост производства в 2018 году связан с несколькими факторами. Один из главных – это стабилизация курса тенге и рост цен на нефть, в результате чего экономическая ситуация в Казахстане стала более благоприятной и стабильной. Излишка денег у населения не появилось, но все большее количество потенциальных потребителей может позволить себе кредит.
Тут на главные роли и выходит государство. Программа поддержки отечественных производителей получила дополнительное бюджетное финансирование: 8 млрд тенге направлено на кредитование легкового автотранспорта под 4% годовых, еще 2 млрд тенге — на предоставление финансирования в лизинг под 3 % годовых для малого и среднего бизнеса.
Миллиард долларов на новые автомобили потратили казахстанцы
Еще один шаг – это продолжение программы обмена старых автомобилей. По данным «Оператора РОП», в 2017 году более 39,9 тысяч транспортных средств были сданы в утиль в обмен на денежную компенсацию (48 тыс. тенге за недокомплект, 150 тыс. тенге за полную комплектацию) – на эти цели ушло почти 6 млрд тенге. Также было выдано 7,2 тыс. скидочных сертификатов на покупку автомобилей отечественной сборки, 5,2 тыс. из которых уже использованы (таким образом, во втором полугодии 2017 года приобретено 2,8 тыс. единиц автотранспорта).
Определенные преимущества казахстанские производители получат и благодаря новым Налоговому и Таможенному кодексам, вступившим в силу 1 января 2018 года. В первом предусмотрено введение льготного налогового режима для предприятий казахстанского автопрома, а второй подразумевает упрощение ввоза комплектующих и экспорт готовой продукции.
О необходимости развивать производство электромобилей говорится уже давно, а в год ЭКСПО количество предложений о его стимуляции заметно увеличилось. В частности, предлагалось внести электромобили в список моделей, доступных по программе льготного автокредитования. Это, по замыслу, должно подстегнуть их серийное производство, которое в 2017 году так и не удалось наладить.
При этом
инфраструктура для электромобилей недостаточно развита,
потому что спрос на нее невелик из-за небольшого количества электромобилей. А электромобилей мало, потому что нет достаточно развитой инфраструктуры. В отрасли надеются, что эта проблема будет решена.
Впрочем,
быстрой экспансии электромобилей ждать не стоит: цены на них выше, чем на традиционные авто,
сервис обслуживания не развит, а для того, чтобы продать 1000 произведенных единиц, необходимо развивать инфраструктуру не только в Астане и Алматы.
Электромобили в Казахстане попали в порочный круг
Но далеко не факт, что производимые в Казахстане электромобили будут ориентированы на внутренний рынок. «Аллюр» в ноябре продал 51% акций China National Vehicles Import & Exsport Corporation. Как сообщалось при объявлении сделки, инвестор сам будет выбирать, какие модели и бренды будут производиться на сборочных конвейерах Костанайской области. Так что вполне вероятно, что в республике останется лишь небольшая часть авто, а все остальное будет отправлено в тот же Китай.