Доля тенге в расчетах со странами ЕАЭС составляет всего 0,7%. Почти 99% сделок внутри ЕАЭС оплачивается рублями, долларами и евро. Использовать национальные валюты других стран-участников союза бизнес отказывается из-за высоких рисков.
Изменить ситуацию можно созданием общего рынка капитала и увеличив доступность кредитования в нацвалютах.
В период с 2013 по 2016 годы доля доллара в расчетах при взаимной торговле стран ЕАЭС упала на треть (с 30,3% до 19,3%). Доля евро сократилась с 6,8% до 5,2%.
Уход от расчетов в этих валютах был произведен в пользу рубля
— три четверти от всего объема сделок внутри Евразийского экономического союза оплачено российской валютой. Таковы данные «Евразийского банка развития».
Доля тенге крайне невысока – всего 0,7% в 2016 году. Но это больше, чем у армянского драма, белорусского рубля и кыргызского сома, которые на троих смогли занять лишь 0,5% рынка. Главная причина – относительно невысокий товарооборот между Казахстаном, Арменией, Беларусью и Кыргызстаном. Те сделки, которые осуществляются, все равно чаще всего оплачиваются в долларах (на него приходится 50-80% при осуществлении сделок, не включающих Россию).
Для получения ответа на этот вопрос Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития был проведен опрос респондентов в странах ЕАЭС. Оценивая препятствия для усиления роли национальных валют, они указывали на комплексность действия различных негативных факторов. В качестве 3 главных по значимости ограничителей указывались высокие валютные риски, сложившиеся бизнес-практики и отсутствие экономических стимулов использования национальных валют вместо резервных.
Таким образом, дело не в надзорной политике, а в экономической подоплеке. Основные причины, препятствующие усилению роли национальных валют во взаиморасчетах между государствами — членами ЕАЭС, имеют макро- и микроэкономическую природу. Это более высокие транзакционные издержки, низкая ликвидность по сравнению с долларом, неустойчивость валют ЕАЭС к внешним шокам, высокие инфляционные ожидания и неопределенность относительно перспектив экономик.
Тенге реагирует на дешевеющий доллар медленнее других валют
«На текущий момент большинство национальных финансовых рынков отличает низкая емкость и ликвидность, а в ряде случаев — также отсутствие важных сегментов, необходимых для эффективной поддержки повышения роли национальных валют», — отмечают авторы доклада.
Другими словами,
предпринимателям проще и безопасней оплачивать товары и услуги условными долларами
Так привычней, проще и менее рискованней, хотя быть может и не всегда более выгодно. И до тех пор, пока не будут снижены валютные риски, ситуация вряд ли изменится.
«Из всех стран ЕАЭС биржевой срочный рынок, на котором теоретически могут быть внедрены механизмы хеджирования валютных рисков по операциям с использованием валют стран Союза, существует в России, Армении и Казахстане. Но даже
в структуре биржевых срочных рынков России и Армении отсутствуют инструменты, позволяющие хеджировать риски сделок по обмену валют
стран ЕАЭС без использования в качестве промежуточной иной резервной валюты. Даже на крупном рынке срочных валютных сделок в России почти весь оборот приходится на фьючерсы на доллар США и евро, и полностью отсутствуют фьючерсные и опционные контракты на валюты стран ЕАЭС. На крайне малом срочном рыке Армении в обращении находится только фьючерс на доллар, но и по нему сделки единичны», — отмечают в ЕАБР.
Но одного хеджирования валютных рисков недостаточно. В качестве главных мер по усилению роли национальных валют авторы доклада видят развитие рынка капитала, доступность кредитования в национальных валютах и общие проекты в реальном секторе и инфраструктуре. Также отмечена необходимость обеспечить симметричную защиту прав собственности, упорядочение деятельности госорганов и судов в этой сфере.
Особую роль на текущем этапе, по мнению участников опроса, играет развитие инвестиционного сотрудничества, промышленной и технологической кооперации, реализация совместных инвестиционных проектов в рамках ЕАЭС. В этой связи устранение препятствий на пути инвестиционных потоков рассматривается респондентами в качестве ключевого направления интеграции. В качестве «точек роста» использования национальных валют видятся развитие малого и среднего бизнеса, а также приграничного сотрудничества.
Особенности нового Таможенного Кодекса ЕАЭС
Потенциал для усиления роли национальных валют ЕАЭС есть. Авторы приводят данные проведенного опроса: 59% респондентов из числа представителей бизнеса и экспертного сообщества ожидают увеличения роли национальных валют во взаиморасчетах. Только 17,4% считают, что их роль уменьшится.