Москва и Минск не смогли прийти к общему мнению относительно функционирования единого энергетического рынка в рамках Евразийского экономического союза. Как ни странно, это открывает новые возможности для Казахстана.
По мнению белоруской стороны, основным камнем преткновения создания евразийского рынка нефти и газа стали принципиальные разногласия. Однако какие это разногласия – белорусские дипломаты так и не сказали. Вместе с тем, в Москве основной причиной считают вопрос о стоимости энергоресурсов.
Напомним, Минск неоднократно выступал против ценовой политики Москвы в отношении поставок энергоресурсов в Беларусь.
Как известно, ЕАЭС создавался для кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-членов интеграционного объединения, а также создания условий для их стабильного развития. И «энергетическая сфера» является одним из направлений.
К слову, по мнению министра Евразийской экономической комиссии по интеграции и макроэкономике Т. Валовой, эффект от участия в ЕАЭС к 2030 году для ряда государств-членов оценивается до 13% дополнительного прироста ВВП. Потенциал (накопленный к 2030 году эффект) привлечения инвестиций из третьих стран за счет масштабов рынка и привлекательности интеграционных проектов может составить 90 млрд долл., роста объемов ненефтегазового экспорта ЕАЭС — 71,3 млрд долл. (прирост 11,6%). За счет создания условий для роста деловой активности объем взаимной торговли продукцией промежуточного потребления может вырасти на 80%.
Новая угроза для ЕАЭС: Россия ужесточает контроль на белорусской границе
Однако в условиях затянувшегося кризиса, в Минске сотрудничество в сфере нефти и газа считают приоритетным направлением. Основным аргументом является успешный опыт Европейского союза, который в первую очередь заключил в 1951 году Договор о Европейском объединении угля и стали. Благодаря этому получили дальнейший импульс интеграционные процессы на европейском пространстве. В связи с чем еще в прошлом году, 25 октября, на заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков заявил о недопустимости откладывания формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС.
В опубликованном заявлении МИД Беларуси отмечено: «…в 2017 году белорусской стороной предприняты интенсивные усилия по согласованию программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС и программы формирования общего рынка газа ЕАЭС. По состоянию на декабрь 2017 года несогласованными остались единичные положения, носящие тем не менее принципиальный характер».
Между тем известно, что еще в апреле 2017 года Консультативный комитет по нефти и газу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил программу формирования общего рынка газа в ЕАЭС. При том, что лишь два государства в составе ЕАЭС — Россия и Казахстан – занимаются добычей газа. В свою очередь создание единого рынка приведет к снижению цен для Армении, и Беларуси и Кыргызстана – стран-импортеров газа.
Есть ли будущее у Союзного государства России и Беларуси?
Это не отвечает интересам Москвы и Астаны. Одним из вариантов мог бы стать рост цен на российском и казахском рынках в целях гармонизации тарифов. Однако Москва не может пойти на повышение роста цен на газ в связи с предстоящими президентскими выборами. Астана также не заинтересована поднимать тарифы на внутреннем рынке, так как этот шаг спровоцирует рост социальной напряженности в республике.
Вместе с тем
Астана может воспользоваться сложившейся ситуацией
Так, при создании единого энергетического рынка, Казахстан может закупать российское сырье для внутреннего потребления, в то время как собственный газ может экспортировать в Китай, где потребность на энергоносители растет из года в год.
Таким образом, ситуация по созданию единого энергетического рынка продолжает напоминать басню Крылова «Квартет». Правда, в данном случае количество участников немного больше.