Метро нужно городу как воздух, а возрастная цензура — не очень.
Алматы считается мегаполисом — по крайней мере по казахстанским меркам. Но еще слишком многое в городе нуждается в доработках и исправлениях. Так считает член Общественного совета Алматы Марат Шибутов.
На своем аккаунте в Facebook Шибутов вывесил целый список предложений, с которыми обратился к парламентариям, побывавшими накануне в южной столице. Сенаторы и мажилисмены приезжали в Алматы для встречи с избирателями.
Первым пунктом обращения к парламентариям обеих палат Шибутов обозначил алматинский метрополитен. Он «попросил написать коллективный запрос премьер-министру относительно правительственных гарантий на строительство метро в городе Алматы». Естественно, тут же возник вопрос — а что такого у нас с метрополитеном, что по этому поводу приходится обращаться к депутатам обеих палат парламента сразу, да еще в качестве члена городского общественного совета?
— У нас в Алматы метро слишком медленно строят, — посетовал Шибутов в интервью порталу 365info, —
В Москве в год строят больше 20 станций, а у нас за 4 года, с 2017 по 2020, введут всего 2 станции
Это очень медленно.
Еще четыре станции метро появятся в Алматы
По его мнению, тут потребуются большие финансовые вливания — ведь нужно продлить действующую ветку и сразу же построить вторую. Шибутов уверен, что тут как раз тот случай, когда не следует бояться больших расходов.
— Метро очень экономит время людей (а посчитайте это время в средней зарплате). Кроме того,
наличие метрополитена позволяет не строить массово те же дорожные развязки. А они стоят по 10 млрд тенге каждая
И вообще, подземка серьезно экономит средства. Потому что и на строительство и содержание дорожной инфраструктуры тратится меньше, и много наземного общественного транспорта тоже уже не нужно. Метро также не зависит от метеоусловий: вот сейчас, например, идет снег, и при желании тоже можно подсчитать, насколько замедляется движение в городе и сколько теряется человеко-часов? Еще же есть расходы на бензин стоящих в пробках машин и загрязнение воздуха от них. В общем, продление действующей ветки и строительство второй ветки (или под Толе би, или под Сейфуллина) — это мера, крайне необходимая городу, — считает он.
Остальные пункты, кстати говоря, касаются не только Алматы, но и всего Казахстана в целом. Под номером 2 значилось «лучше обдумать вопрос налогообложения ИП, занимающихся розничной торговлей».
По этой теме общественный совет Алматы уже обращался с предложениями касательно специальных налоговых режимов в министерство национальной экономики РК. В списке занятий, где могут применять «специальный налоговый режим на основе патента», отсутствует оптовая и розничная торговля. Список этот в новом проекте Налогового кодекса — и парламент его уже одобрил. Прежняя редакция в этом смысле была более мягкой.
По мнению членов совета,
нововведения толкают алматинских торговцев в теневую экономику
— Будет эффективней, если возобновится практика специального налогового режима (СНР) на основе патентов для таких предпринимателей, которая существовала до 2014 года. Учитывая, что розничная торговля в магазинах из-за падения платежеспособности и конкуренции со стороны супермаркетов сокращается, число людей, занимающихся прямыми продажами, будет только расти, — утверждается в письме, подписанном председателем Общественного совета Рахманом Алшановым.
Сокращение среднего бизнеса — опасная тенденция для страны — эксперты
По состоянию на 1 ноября 2017 года, согласно данным Общественного совета, в городе было чуть более 110 тыс. действующих индивидуальных предпринимателей.
Всего количество занятых в секторе МСБ превышало полмиллиона человек
А вклад в ВВП региона по итогам 2016 года для малого предпринимательства составил 27,6%.
— Учитывая специфику Алматы, нужно понимать, что более 40% этих индивидуальных предпринимателей, то есть около 40-50 тыс. человек, занимаются розничной торговлей на рынках и в магазинах. Такое изменение налогового режима может заставить их или перестать платить налоги, находясь в теневой экономике, или вообще прекратить свою деятельность. Так что
необходимо или отменить данную норму, или каким-то образом выделить оттуда розничную торговлю,
переведя оптовую на общеустановленный налоговый режим», — заканчивается письмо.
Из миннацэкономики пришло ответное письмо, в котором в первую очередь заявили, что этот налоговый режим придумывался не для доходов, а для удобства.
— СНР создан не как льготный режим, а как упрощенный для составления и сдачи налоговых деклараций, то есть для тех категорий налогоплательщиков, которым трудно сдавать налоговую отчетность в общеустановленном режиме, — говорится в ответе за подписью первого вице-министра Даленова.
Потолка цены в Казахстане еще не достигли — Ямбаев
Ответ вице-министра получился пространным, но если вкратце —
подумать над предложениями общественного совета в ведомстве отказались
В ответе указано, что специальный налоговый режим на основе патента разрешен для бизнеса, «осуществления которых не предполагает использование наемного труда и потенциальное получение «больших» доходов». На каком слоге в слове «больших» в данном случае в министерстве ставят ударение — осталось неизвестным.
— На практике осуществление такого вида деятельности, как торговля, практически невозможно без привлечения наемных работников (торговля на рынках, круглосуточная торговля). В связи с чем
имеют место факты как регистрации в качестве ИП наемных работников, так и сокрытия работников,
— утверждается в письме.
Там же перечислено еще несколько негативных последствий, которые якобы могут возникнуть от перехода торговцев с патентами на СНР.
В общем,
переговоры с министерством зашли в тупик. Следующая инстанция (хоть и не судебная) — парламент
Пункт третий: «Попросил учесть мнение алматинцев при разработке закона о банкротстве физических лиц, потому что 30-35% потребительских и ипотечных кредитов у нас в городе».
По мнению Шибутова, в том, чтобы процедура банкротства стала осуществимой без каких-либо побочных эффектов, заинтересованы не только те самые физические лица, но и банки.
— И наша задача внести предложения для разработчиков и парламента, чтобы этот процесс удовлетворял обе стороны. Иначе будет как в России — закон есть, а им особо никто не пользуется.
У нас 1,1 млн должников, которые не могут платить долги банкам, из них 600 тысяч уже не могут выехать из страны
— это большая социальная и политическая проблема, — считает он.
И четвертый, последний пункт: «Попросил не принимать закон о возрастной маркировке, потому что это калька российского закона, он только ухудшит положение наших несырьевых производителей, что тоже важно для города».
Возрастная маркировка, если говорить по-простому, это указание типа «не младше стольки-то лет». Главным образом, для теле- и печатной продукции.
Шибутов основной упор делает на то, что в России (с чьего закона срисовали и наш законопроект)
это просто коррупционная кормушка
Он требует дополнительных расходов на экспертизу, элементы упаковки и тому подобное. Да еще на все это уйдет и дополнительное время.
Во вторых, по его мнению, сама экспертиза не может учитывать многие факторы.
— Как она определит, что вот эту книгу читать 11-летнему нельзя, а 12-летнему можно? Вот
сельский мальчик с 7 лет водит вместе с отцом барана или быка на случку, а ему будут запрещать читать про поцелуи,
— иронизирует эксперт.
Он посоветовал не копировать российский закон, а попытаться получить выгоду от того, что соседи его приняли.
— Нужно всячески уменьшать себестоимость наших товаров для их конкурентоспособности, а не наоборот, — заключил Шибутов.