Пролетарской революции нам можно не бояться, но вот попытки устроить «цветные» могут появиться.
Окончание. Начало здесь.
Экспертам задавался прямой вопрос — возможно ли повторение событий революции 1917 г. в нашей республике? Ответить согласились 85,6% респондентов, из них:
— Недоминантное большинство отрицает вероятность повторения событий 1917 г. в современном модернизирующемся Казахстане. Но все не так однозначно, — утверждает Мадина Нургалиева.
Без победы большевиков в 1917 году не было бы суверенного Казахстана — эксперт
Говоря о невозможности сценария 1917 г., указанные 41,1% опрошенных
допускают другие сценарии — по аналогии с «цветными»
Факторы для хотя бы попыток совершить очередную революцию налицо.
— Есть молодежь, та часть населения, которая особенно легко управляема. Есть группы влияния, имеющие огромные деньги, но не имеющие власти. Вот за нее они и будут бороться, используя деньги для мобилизации легко управляемого социального ресурса. Повторение революции 1917 г. невозможно, но возможны аналоги цветных революций, — считает политолог Е. Захарченко.
Другой эксперт А. Галиев утверждает, что
«падение уровня жизни, пренебрежение мнением населения могут привести к чему угодно – созданию аналогов ДНР и ЛНР, перевороту и т. д.»
— В качестве одного из сценариев не исключено политическое и даже вооруженное противостояние между некоторыми группами влияния, включая использование методов провоцирования и совершения так называемых «цветных революций». Но все это не станет аналогом революции 1917 г. ни по масштабам совершения, ни по характеру возможной борьбы между «победившей» стороной и ее оппонентами, ни тем более по последствиям, — собрал мнения этой группы экспертов воедино политолог Андрей Чеботарев.
Нашлись среди экспертов и вполне оптимистично настроенные. Они, в противовес высказавшимся выше, считают, что
соотечественники ни на какие силовые варианты не пойдут
и аналога российского пролетариата вековой давности у нас сегодня нет.
— Поддерживая развитие малого и среднего предпринимательства, сегодня государство дает возможность создать свой устойчивый средний класс, который не пойдет на изменение того экономического строя, где родился и растет. Крестьяне также в большинстве своем благодаря поддержке государства, стали предпринимателями, пытаются стать экономически независимыми. Движущим фактором социальной эволюции в Казахстане должно быть построение гражданского общества, — заявила историк Д. Телагисова.
Политолог Булат Султанов тоже согласен с тем, что именно о крайнем ухудшении экономического положения основной массы населения сейчас говорить не приходится. Но в то же время слой бедных людей увеличивается.
— Даже основную массу наемных работников, которые едва сводят концы с концами, невозможно причислить к обеспеченному слою общества. Не сформировался средний класс – основа гражданского общества. Отсутствует здоровая конкуренция между политическими партиями.
Нарастает религиозное влияние в обществе,
— перечислил он те негативные факторы, которые в будущем могут создать вполне конкретные проблемы для власти.
100-летие Октября: что СССР оставил в наследие Казахстану — эксперт
— В Казахстане возможны либо определенные варианты «революции сверху», либо использование методов провоцирования и совершения так называемых «цветных революций» в случае нарастания противоречий и конфликтов внутри элиты, — отметил Андрей Чеботарев.
Еще ряд вопросов был посвящен итогам независимости и дальнейшим перспективам Казахстана.
Д. Телагисова видит «неплохой демографический рост населения»,
— Выросло число граждан с высшим образованием, особенно среди казахскоязычного населения.
Казахский язык упрочил свои позиции, вырос патриотизм казахстанцев
Мы начали говорить о национальной идентичности. И это только начало, — сказала она.
Кровавые секреты СССР мешают Казахстану идти вперед — политолог
Политолог Данияр Ашимбаев оценивает окружающую действительность гораздо осторожнее, в первую очередь потому, что
период независимости, по историческим меркам, мизерный
И реально утверждать, на каком этапе этногенеза мы находимся, нельзя. Но зато уже можно говорить относительно возможных перспектив.
— Те романтические оценки будущего, которые виделись в начале 90-х, оказались сильно «повреждены» реальным положением дел. Ни у государства, ни у общества, ни у научной среды сейчас нет объективной оценки сложившейся ситуации. Доминирующим трендом стало формирование некоего идеализированного мифа об идеальном государстве, идеальном народе, идеальном соотечественнике, которым словно какие-то «злые силы» мешают соответствовать таким представлениям. Но таково ли на самом деле государство и народ?
Пока не вижу в обществе и государстве сил для объективной самооценки и самостоятельного модернизационного рывка,
— сказал он.
Среди перспектив
наибольшее внимание опрошенные уделили идее создания единой нации
Если она увенчается успехом, считает ряд экспертов, это «может дать толчок сбалансированному экономическому и индустриальному росту».
— Альтернативы создания единой нации нет.
При относительно удовлетворительном уровне жизни несогласные вынуждены будут уехать
Оставшиеся постепенно придут к идее создания гражданской нации. Предпосылки и тенденции имеются, — заявил А. Галиев.
Разделение на жузы – горе или счастье казахов?
Политолог Ирина Черных считает, что Казахстан станет моноэтническим государством с доминированием казахского этноса (по сути, это уже произошло).
— Данной ситуации сопутствует и миграционная политика России по привлечению соотечественников.
Нация в Казахстане будет формироваться по этническому принципу, а не по гражданскому
Также потеряет актуальность дискуссия о роли государственного казахского и русского языков, так как современные тенденции свидетельствуют о том, что казахский язык становится доминирующим во всех сферах, — подытожила она.