В предпраздничной атмосфере практически незамеченным остался довольно странный момент в выступлении главного банкира страны на недавнем заседании правительства в селекторном режиме, когда он привел сведения о золотовалютных резервах центрального банка Казахстана и активах Национального фонда.
Судя по пресс-релизу центрального банка Казахстана на эту тему, его председатель Данияр Акишев сообщил об увеличении упомянутых выше резервов с начала года на 6,4%, до $31,4 млрд по предварительным данным. Но при этом он почему-то не стал говорить о динамике инвалютных активов Национального фонда, ограничившись констатацией сведений о том, что к началу зимы их объем составил $57 млрд.
Резервы Нацбанка потихоньку «сгорают»
Однако по совпадению, практически одновременно аналитики Нацбанка опубликовали сведения о состоянии золотовалютных резервов Нацбанка и активов Нацфонда, из которых стало ясно, почему г-н Акишев выражался столь деликатно на эту тему. Начнем с ЗВР центрального банка. Как отмечалось ранее в статье «Резервы Нацбанка потихоньку «сгорают»», их снижение началось еще в августе — после того, как за июль они заметно выросли. В сентябре Нацбанк потерял еще 1,33%, в октябре – 2,23%, а в ноябре – 0,19%.
В абсолютном выражении его валовые ЗВР уменьшились с 1 августа на $1 млрд 517 млн вместо того чтобы увеличиться,
как это и положено при растущих ценах на нефть!
Валовые международные резервы Национального банка РК, млн долларов США на конец периода
Источником падения ЗВР Нацбанка по-прежнему остаются его активы в свободно конвертируемой валюте. По ним сложилось снижение с начала года на 3,38%, до $19 млрд 240,0 млн, а в абсолютном выражении – на $673 млн.
Нацфонд похудел на 10% — девальвация на подходе?
Если же сравнивать с месячным максимумом 2017 года в $21 млрд 506,0 млн, достигнутым к началу августа, потери получаются еще больше — $2 млрд 266 млн! При этом, вопреки выросшим ценам на нефть, активы Нацбанка в СКВ снижались непрерывно с последнего месяца лета: в августе – на 3,97%, сентябре – 2,01%, октябре – 3,51%, ноябре – еще на 1,47%.
Избежать же катастрофического падения общего объема валовых ЗВР Нацбанку помогло монетарное золото,
прибавившее с начала года 26,74% — до $12 млрд 188,0 млн, в абсолютном выражении – $2 млрд 571,0 млн. Но и здесь по осени обозначился негатив, поскольку активы в золоте снижались в сентябре (-0,18%) и октябре (-0,07%), после чего возобновился их рост в ноябре на 1,89%.
Активы в СКВ Национального банка РК, млн долларов США на конец периода
А вот Национальному фонду от роста цен на золото пользы не было, поскольку его инвалютные активы инвестируются главным образом в ценные бумаги. С начала этого года
нефтяная «кубышка» Казахстана полегчала на 6,87%
— до $57 млрд 13 млн, в абсолютном выражении – на $4 млрд 205,0 млн. Если же вести отсчет от максимума в $63 млрд 24,0 млн, пришедшегося на начало июня, снижение составило $6 млрд 11 млн! Как видно из выкладок аналитиков центрального банка, Нацфонд начал терять деньги с июня, и прекратился этот негативный процесс лишь к ноябрю, после чего за последний месяц осени сложился небольшой прирост на 0,99%.
Активы Национального Фонда РК, млн долларов США на конец периода
Как нетрудно подсчитать, без учета прибавки по монетарному золоту суммарные потери международных резервов Казахстана за счет снижения активов Нацбанка в СКВ и денег Национального фонда составили с начала года впечатляющую величину в $4 млрд 878,0 млн. А поскольку она намного превышает приведенный выше прирост активов по монетарному золоту, получается, что за 11 месяцев международные резервы нашей страны должны были неизбежно снизиться!
Однако в пресс-релизе, посвященном выступлению г-на Сайденова, и этот неприятный момент отсутствует, там приводится лишь оценка общей величины этих резервов на начало зимы в $88,4 млрд. А так как по итогам прошлого года они составили $90,8 млрд, в этом году за 11 месяцев их стало меньше на $2,4 млрд. Поэтому
легко представить себе, какая финансовая катастрофа ждет и Нацбанк, и страну в целом, в случае, если золото начнет резко дешеветь!