На днях Джеймс Мэттис, глава Пентагона, раскритиковал переговоры по Сирии в Астане. По его словам, астанинский процесс оказался непродуктивным, поскольку «результатов почти нет», хотя усилия были затрачены немалые.
Здесь важно понимать: Америка теряет лидирующие позиции, однополярный мир не состоялся, многополярность становится все очевиднее. И США сложно признать, что переговоры в Астане превзошли по эффективности женевские.
Политолог Булат Султанов не согласен со столь категоричным высказыванием, видя в нем лишь ревность со стороны запада. США сегодня уже не справляется с ролью мирового лидера, другие страны начинают брать в свои руки инициативы по урегулированию конфликтных ситуаций, в частности в Сирии.
— На ум приходит старая русская поговорка: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». И
то, что не удалось американцам, прекрасно удалось выполнить нашим казахстанским дипломатам
Они молодцы — прекрасно справились со своей задачей —
Главная задача астанинских переговоров — борьба с международным терроризмом. Поскольку террористы захватили большую часть территории Сирии, возникла опасность раскола этой страны по территориальному и религиозному признакам. И дабы прекратить кровопролитие, было создано астанинское совещание. На нем сумели разрешить споры в треугольнике «Москва — Тегеран — Анкара». Правительство каждой из стран придерживалось совершенно разных взглядов на урегулирование ситуации в Сирии. Помните, какую жесткую позицию занимал Эрдоган в отношении официального Дамаска поначалу, требуя отставки президента Асада? Но как мы видим, впоследствии он пошел на определенные уступки, — вспоминает политолог.
Он отмечает, что
сегодня практически вся территория Сирии освобождена от террористов
И астанинские встречи, по его словам, сыграли в этом немаловажную роль.
— Обратите внимание: представители различных, в том числе и вооруженных оппозиционных групп, отказывались встречаться с представителями правительства категорически.
Согласились они встретиться только на астанинской площадке
В Астане прошло несколько таких встреч. И если бы изначально они оказались неудачными, повторно проводить их бы не стали. Очередная такая встреча намечена на декабрь, — подмечает Султанов.
Политолог Марат Шибутов и вовсе убежден, что астанинские переговоры оказались значительно эффективнее женевских.
— США в переговорах Астане не является непосредственным участником, а являются лишь наблюдателями. И раз они что-то не инициировали и в нем не участвуют, по их логике, это сразу «плохое», — подмечает Шибутов.
По его словам, негативные высказывания идут в основном от военных структур США. Госдеп США, наоборот, высказывается об астанинских переговорах положительно.
— Но в целом им всем это не очень нравится, потому что в отличии от астанинского,
женевский процесс фактически не сдвигается с мертвой точки. Астана по факту является эффективнее, чем Женева,
потому что,
говорит Марат Шибутов.
По мнению Булата Султанова, в мировой политике сегодня необходимо отказываться от стандартов «холодной войны» и применения силы.
— Ради достижения общей цели нужно переходить к дипломатии взаимных компромиссов и уступок.
В астанинских переговорах главенствующей целью было
Если взять ситуацию, которая была до астанинских встреч и после их проведения, вырисовывается разительный контраст. К тому же,
дипломатия решается не только за столом официальных переговоров — очень многие решения принимаются во время кулуарных переговоров,
— считает Султанов.
По его словам, сегодня наблюдается переход от однополярного к многополярному миру.
— Об этом даже на 19 съезде компартии Китая высказался Си Цзиньпин. Он сказал, что мир в настоящее время переживает период грандиозного развития, крупных перемен и серьезной перенастройки. «Ускоренными темпами идет преобразование системы глобального управления и международного порядка.
Все более тесными становятся взаимосвязи между странами, повышается уровень их взаимозависимости, соотношение сил на международной арене уравновешивается».
Поэтому то, что происходило на переговорах в Астане, полностью укладывается в это представление о мире коммунистического Китая.
Мир движется к «многополярности», а Запад противится этим тенденциям,
стремясь сохранить однополярное регулирование. Но события в Сирии, Ираке, Афганистане и ухудшение ситуации на корейском полуострове доказывают, что однополярный мир уходит в прошлое, — заключает политолог.
Без Астаны Женева превращается в философский клуб — российский политолог