Все меньше жителей стран ЕАЭС положительно относятся к деятельности Союза и верят в то, что страны постсоветского пространства будут сближаться. Главная причина – неоправдавшиеся ожидания от Евразийского экономического союза: население не почувствовало заметных улучшений.
По данным исследования Евразийского банка развития, одобрение ЕАЭС в странах-членах Союза достигло минимума. На вопрос «Известно, что Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия объединились в Евразийский экономический союз (по сути, единый рынок пяти стран), как вы относитесь к этому решению?» положительно ответили 64% респондентов. В 2015 году доля респондентов, положительно относящихся к ЕАЭС, составляла 72%.
За последние 4 года значительно сократилось число позитивно настроенных граждан в странах-«основателях». Так, в Казахстане с 2014 года доля населения, поддерживающее Союз, сократилась на 8% — с 84 до 76%. Однако это все равно значительно больше, чем поддержка в России и Беларуси. Вера в деятельность ЕАЭС в РФ снизилась за 4 года с 79 до 68%, в Беларуси – с 68 до 56%.
Авторы исследования считают, что Евразийский экономический союз не оправдал надежд простых граждан
ЕАЭС определился с единой валютой?
«Высокий уровень поддержки вступления пяти рассмотренных стран в ЕАЭС, зафиксированный в 2015 году, был своего рода авансом общественного доверия, связанного с позитивными, отчасти завышенными ожиданиями скорых положительных эффектов интеграции. Но эти ожидания не оправдались в полной мере, в том числе по причине препятствовавшей развитию ЕАЭС неблагоприятной внешней конъюнктуры (мировой экономический кризис, межгосударственные конфликты в регионе СНГ и др.). Все это приводит к отрицательной динамике общественных настроений, ведь широкие слои населения, как и элиты, все чаще задаются вопросом, что конкретно дает им участие их стран в ЕАЭС», — пишут авторы исследования.
Самый высокий уровень доверия на протяжение трех последних лет сохраняется в Кыргызстане: 83% респондентов из этой страны в 2017 году одобряют создание ЕАЭС. В Армении же наоборот, поддержка находится на минимальном уровне: показатель хоть и вырос по сравнению с предыдущем годом (50% в 2017 против 46% годом ранее), все равно остается минимальным. Кроме того, именно в Армении наибольшее число респондентов открыто говорит об отрицательном отношении к Союзу – 13% (в остальных странах – 3-5%).
К слову, желание вступить в ЕАЭС пропадает и в других постсоветских странах. Евразийский банк развития с 2016 года не проводит опросы в Грузии и Украине: по политическим причинам число опрошенных жителей этих стран, считающих, что им необходимо присоединится к Союзу, стремительно уменьшалось с каждым годом. В Молдове доля положительно настроенных респондентов сократилась с 65% в 2012 году до 48% в 2017, в Таджикистане – с 76 до 69%%.
Парадокс: жители стран ЕАЭС недовольны Союзом, но хотят, чтобы их судьбу разделили и другие государства
70% респондентов из всех стран высказались за то, чтобы Евразийский экономический союз расширялся за счет присоединения новых стран. Больше всего этого хотят в Кыргызстане (76%), меньше всего – в России (69%). При этом во всех 5 странах-участниках доля респондентов, давших положительный ответ, выросла.
Рекордный рост показал Казахстан: за расширение высказались 70% респондентов против 62% годом ранее
За заключение соглашения о Зоне свободной торговли и инвестициях между ЕАЭС и Европейским союзом высказались 75% респондентов. Вновь меньше всего это одобряют в России (71%), но и тут показатель вырос на 3% даже на фоне сложной международной политической обстановки и санкций.
Большое количество положительных ответов на эти вопросы можно объяснить также предшествующим им вопросом: «Вы за или против разрешения свободного передвижения граждан стран ЕАЭС внутри Союза с возможностью жить, работать, учиться и вести бизнес где угодно в странах ЕАЭС?». 77% дали положительный ответ, причем в Кыргызстане, где уровень трудовой миграции самый высокий, этот показатель составляет 86%. В России, куда в таком случае и пошел бы основной наплыв мигрантов, негативно к этому предложению отнеслись 21% опрошенных.
Но если возможность свободного передвижения между странами (с увеличением этих самых стран) население считает приемлемым вариантом, то к глобализации экономики и пропаганды они относятся более скептически. За введение единой валюты в странах ЕАЭС высказалось 50% населения, при этом во всех странах, за исключением Армении, уровень поддержки снизился. В 2016 году доли положительных и отрицательных оценок в этой стране были практически равными (45% «за», 42% «против»), а в 2017-м это соотношение немного изменилось в пользу положительных оценок (47% «за», 38% «против»). Противоположная ситуация наблюдается в Беларуси: если в 2016 году положительные оценки преобладали над отрицательными (41 «за», 31% «против»), то в 2017-м их уровень стал практически одинаковым (37% «за», 39% «против»).
В отношении создания общей телерадиовещательной компании мнения респондентов распределились следующим образом: за это предложение выступают 64% опрошенных в Кыргызстане, 62% в России и Казахстане, 55% в Беларуси и 50% в Армении. В сравнении с прошлым годом значение этого показателя немного понизилось во всех странах создания общей телерадиовещательной компании стран ЕАЭС.
Новый партнер ЕАЭС: что даст Казахстану зона свободной торговли с Сингапуром
Среди прочих выделяется вопрос о перспективах взаимного сотрудничества стран постсоветского пространства. Респонденты из стран ЕАЭС стали реже давать положительный ответ на вопрос «Как вы думаете, в ближайшие пять лет страны СНГ (бывшего СССР) будут сближаться или отдаляться друг от друга?». 43% опрошенных считают, что сближение будет, 31% — что ничего не изменится.
К слову, динамика в этом вопросе отрицательная: за 4 года веру в единение некогда братских народов в Казахстане потеряли 12% респондентов, в России – 9%, в Беларуси и Армении – по 2%. В Кыргызстане доля оптимистов снизилась с 2015 года на 19%. Это отражает проблемы современного ЕАЭС: страны рассказывают о едином рынке и совместно принимаемых решениях, хотя по факту их мнения по многим вопросам даже не совпадает. Это отражается как на внутренней, так и внешней политике участников Евразийского экономического союза.