Казахстанцы стали чаще покупать новые автомобили, тратя при этом на них больше средств. Хотя доля старых автомобилей на дорогах не уменьшается: даже несмотря на государственную поддержку, большинство не имеет возможности купить новую машину, поэтому довольствуются вторичным рынком.
По данным союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в ноябре в республике было продано 4711 автомобилей на общую сумму 106,3 млн долларов. Это выше прошлогодних значений: траты выросли на 7,6%, а количество сделок – на 10,5%.
В целом, показатели за 11 месяцев 2017 года значительно лучше данных за аналогичный период 2016 года. Сказалось это в первую очередь на доходах салонов: они продали автомобилей на 999,4 млн долларов – это на 30,4% выше показателей 11 месяцев 2016 года. В количественном выражении рост не столь значительный – 5,9%. Всего с начала года, по данным «КазАвтоПрома», было реализовано 41 698 новых авто.
«Главным итогом года в авторетейле стало завершение рыночного спада, длившегося на протяжении более чем двух лет. Ноябрь стал 7-м месяцем непрерывного роста после выхода из рецессии, охватившей рынок в середине 2014 года. Сегодня продажи легковых автомобилей вышли на устойчивое «плато»: ежемесячный сбыт, начиная с сентября, складывается на уровне 4 700 автомобилей, а дилерская выручка превышает планку 100 млн долларов», — отметил председатель правления Союза Олег Алферов.
Каждый пятый автомобиль в Казахстане с начала года сменил владельца
По его мнению, по итогам года будет реализовано более 46 тысяч автомобилей, что даст рост в 6% по сравнению с 2016 годом. При этом общая сумма реализованной продукции составит 1,1 млрд долларов. Но до полного восстановления рынка до показателей докризисного периода еще далеко.
«Эти цифры пока далеки даже от значений 2015 года. Отрасли предстоит тернистый путь восстановления до предкризисных показателей. Однако уже в 2018 году мы ожидаем гораздо более заметной динамики, и при условии стабильных нефтяных цен, достигнутых в уходящем квартале, и реализации планов, намеченных казахстанскими автозаводами, в будущем году рынок может продемонстрировать рост до 60 тысяч единиц. Заметную поддержку восстановлению отрасли окажут третий транш госпрограммы льготных автокредитов и развитие программы утилизации», — считает Олег Алферов.
Надежда производителей на субсидирование автомобильной отрасли неслучайна. По данным на конец ноября, казахстанцам, сдавшим в утиль свои старые автомобили, было выплачено более 5 млрд тенге, которые предназначены для приобретения новых автомобилей отечественной сборки. Кроме того, казахстанцы имеют возможность приобрести их в кредит по льготной ставке.
В результате, 34,3% от всех продаж новых авто (14 284 единицы) в январе-ноябре пришлось на продукцию казахстанских производителей (данные «КазАвтоПрома»). Поэтому на первый план выходит увеличение наименований моделей, выпускаемых ими. Одной из самых успешных практик в уходящем году стало начало сборки в республике автомобилей узбекского бренда Ravon. Производство стартовало в середине года, а уже к его концу бренд вошел в Топ-3 продаж на казахстанском рынке, уступая только Lada и Toyota.
По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) по итогам 10 месяцев 2017 года, общий объем продаж модели Ravon Nexia R3 (импортные и казахстанской сборки) составил 1 892 единицы, то есть 18,96% рынка среди легковых автомобилей класса «В», в то время как за весь 2016 год на рынке Казахстана было реализовано всего 624 автомобилей Ravon и его предшественника Daewoo. Так что результаты 10 месяцев 2017 года уже превысили объем прошлогодних продаж на 537%.
Главное преимущество таких автомобилей – это их низкая цена, к чему добавились и льготные условия кредитования. Это отражает уровень достатка казахстанцев: наибольшим спросом пользуются бюджетные модели, так как большинство не может себе позволить более дорогие покупки даже в кредит.
Что касается вторичного рынка, количество сделок купли-продажи растет и тут. По данным комитета по статистике, за 10 месяцев 2017 года было совершено 610,8 тыс. продаж, что на 10,2% выше показателей за аналогичный период предыдущего года.
Самой ходовой товар – это автомобили старше 10 лет: они являются предметом 66,3% сделок
Доля продаж авто возрастом от 3 до 7 лет – 18,5%.
Это еще раз показывает, что государственные программы поддержки отечественного автопрома без улучшения благосостояния населения не могут в корне переломить ситуацию. По состоянию на ноябрь 2017 года в республике зарегистрировано 3 млн 915,9 тыс. автомобилей. Почти 2,4 млн из них старше 10 лет. На этом фоне 39,1 тыс. единиц, сданных по программе утилизации автомобилей, являются каплей в море.