Последнее время тема присоединения стала объектом многочисленных манипуляций.
Казахи принимали российское подданство, спасаясь не только от джунгар, но и от разорительных набегов среднеазиатских феодальных государств и других агрессивных соседей. После вступления в состав империи нападения постепенно прекратились. А часть территории современного Казахстана в 19-м веке вообще отобрали у Кокандского ханства. Об этом рассказывает историк и политолог Булат Султанов.
Первая часть интервью здесь.
— Итак, как развивались события после сражения у Узун Агаша?
— Экспансия России в Среднюю Азию продолжается. Россия предпринимает эти походы в противовес потугам Англии проникнуть в этот же регион. Причем первые попытки предпринимал еще Петр 1. Он отправил в Среднюю Азию несколько экспедиций, но все они окончились неудачей. Например, таковым стал в 1713 году поход Берковича-Черкасского в Хиву: 4-х тысячный отряд был полностью уничтожен, что надолго отбило у российского правительства охоту к дальнейшим экспедициям.
Как присоединялся Казахстан к России на самом деле? — Султанов
После того, как в состав Российской империи вошли Младший и Средний жузы,
значительная часть Старшего осталась под управлением Кокандского ханства
С этих территорий и начинаются новые попытки России войти в Среднюю Азию.
Военные экспедиции начались сразу с двух направлений: оренбургского и сибирского. Планировалось, что отряды соединятся в районе сырдарьинских городов, в частности, Туркестана и Чимкента (которые в то время тоже были кокандскими). И уже в 1864 году эти части начали движение.
— Если не ошибаюсь, у кокандцев что-то отбили еще раньше?
— Да, с оренбургского направления еще в 1853 году приходил граф Василий Перовский, который 1 июля взял хорошо укрепленную кокандскую крепость Ак-Мечеть. Затем ее переименовали в форт Перовский, а в 1925 году, в честь Красной Армии, в Кызылорду. Это название сохранилось и до сих пор.
В 1853 году
кокандцы предпринимали неоднократные попытки отбить крепость, но гарнизон разгромил многократно превосходящие силы
противника. Форт стал краеугольным камнем новоучрежденной Сырдарьинской линии, на которой было выстроено еще много укреплений (Казалинск, Карамакчи и так далее).
— Кокандское ханство объявило России газават — священную войну.
Однако при этом не прекратились набеги на окрестные казахские аулы и кишлаки
После того, как Колпаковский недалеко от Верного разбил их двадцатитысячное войско (о чем мы тоже уже говорили), началось дальнейшее продвижение российской армии на юг.
В 1864 году из Верного выходит отряд полковника Михаила Черняева.
4 июня Черняев берет штурмом крепость Аулие-Ата (ныне город Тараз)
Чуть позже вышедший из Перовска
оренбургский отряд под командованием полковника Веревкина выбил кокандцев из Туркестана
На этом поход не закончился — в июле Черняев подошел к сильно укрепленному Чимкенту. Но сил для штурма было недостаточно, поэтому он предпочел соединиться в Туркестане с Веревкиным. В сентябре объединенные силы (под командованием только что произведенного в генералы Черняева) возвратились к Чимкенту и 22 сентября предприняли успешный штурм, овладев укреплением, которое защищал десятитысячный гарнизон.
— Я читал, что в сам Чимкент проникли вообще через водопровод.
— Да. Черняев решил развивать успех и дальше, он выдвинулся к Ташкенту, в конце сентября подошел к городу и 1 октября начал штурм. Но он оказался неудачным, генералу пришлось в этот раз отступить в Туркестан.
Теперь уже кокандцы решили, что пора что-то предпринимать. В декабре 1864 года
около 10 тыс. кокандцев выдвинулись к Туркестану, рассчитывая застать его защитников врасплох,
но по дороге натолкнулись на казачье подразделение, которое задержало продвижение противника. Туркестанский гарнизон успели оповестить о наступлении. Кокандцы возвратились обратно.
Взятие Туркестана и Чимкента означало соединение оренбургской и сибирской линий.
На этом захват российской армией у кокандцев территорий, ныне входящих в состав Казахстана, практически завершается
Дальше — уже наступление непосредственно на Кокандское ханство (было окончательно завоевано в 1868 году), Хивинское ханство (разгромлено в 1873 году) и Бухарский эмират (покорен в 1868 году). Но это уже, как говорится, совсем другая история.
История проникновения ислама в Казахстан
Сегодня мы часто говорим о неких особенностях юга Казахстана — и они на самом деле есть. Потому что долгое время этот регион входил в состав среднеазиатских феодальных государств, где существовала своя специфика, в частности, значительная часть населения занималась оседлым земледелием. И те
характерные отличия, которые сегодня наблюдаются в менталитете и традициях северных и южных казахов, в том числе произошли именно оттуда
— Интересный момент — в мирном соглашении с Хивой, которое было подписано только 12 августа 1873 года,
первым же пунктом стояло «полное умиротворение казахских степей»
Были также пункты «прекращение торговли невольниками», освобождение пленных подданных Российской империи (о том, что Хива была центром работорговли в Средней Азии, и откуда именно брались пленные, мы уже говорили). Когда поход на Хиву только готовился, в качестве одного из его обоснований как раз и упоминали прекращение набегов на российских подданных в лице казахов (набеги кокандцев к тому времени уже остановили) и обеспечение спокойствия и торговли в степи.
Для Российской империи вообще
было важно доказать необходимость завоевания государств Средней Азии «из благородных побуждений»
Говорилось и о «естественных границах России», и о прекращении междоусобиц, и об остановке разбойничьих набегов. На самом деле, по моему мнению, эта экспансия в первую очередь исходила из соображений военно-политических. Российская империя на протяжении нескольких веков вела войны на южном и юго-восточном направлении для решения двух важнейших задач.
Чем учебник по истории Казахстана разозлил журналистов-националистов? (Обзор казпрессы)
Во-первых, выход к Босфору и Дарданеллам, контроль над этими проливами и завоевание Константинополя. И второе — открыть себе дорогу в Индию. Это предпринимал еще Петр 1, но у него не получилось. Потом в 1801 году
Павел 1 даже договорился с Наполеоном Бонапартом о совместном походе в Индию,
но помешала преждевременная смерть российского императора.
Дело в том, что нельзя представлять все в черно-белых красках. Потому что и
разбойничьи набеги среднеазиатских феодалов на соседей, в том числе на казахов, и кровопролитные междоусобицы в Средней Азии на самом деле были
Если говорить предметно о казахах, вхождение в состав Российской империи просто создало для них пояс безопасности.
Казахи присоединились к России не из-за джунгар — историк
Примерно так же обстояло дело и в русско-турецких войнах: с одной стороны, можно действительно говорить о захватнических походах российской армии, а с другой — в результате походов на Балканы болгары, сербы и другие южно-славянские народы получили независимость и освободились из-под владычества турок.
Весь период колонизации Средней Азии вообще нельзя оценивать односторонне, как сейчас пытаются сделать. С одной стороны, вооруженное сопротивление тех же кокандцев подавлялось быстро и жестко, а с другой —
на присоединенных территориях началось развитие промышленности
Строились железные дороги, создавались первые промышленные предприятия (хлопко-обрабатывающие, текстильные). Начались разработки месторождений цветных металлов, а в Западном Казахстане добыча нефти.
Строительство железных дорог связывало Среднюю Азию с промышленными центрами империи и втягивало регион в общероссийский экономический рынок
Российская империя в своей колониальной политике старалась не делать «резких движений», не нарушать жизненный уклад местных народов. Был сохранен суд казиев по мусульманскому религиозному праву, а у кочевников — суд биев по адату. Вообще, эту тему необходимо рассматривать и через призму культурно-цивилизационного развития.
Судьбоносный шаг: мог ли Абулхаир не принять российского подданства — мнения историков
И в любом случае следует иметь ввиду, что все военные походы Российской империи в Среднюю Азию делались в интересах правящей элиты того времени. И
переводить их оценку в русло современных конфликтов (в том числе и межэтнических) нельзя ни в коем случае
А Казахстан, напомним это еще раз, в состав империи вошел совершенно добровольно — для защиты от внешних врагов.