Практически незаметно прошло 20-летие Договора о создании Союзного государства между Россией и Беларусью, который был подписан в Москве 8 декабря 1999 года. Между тем процесс создания Союзного государства носил не только масштабный характер, но и имел большой резонанс в международной политике.
После развала СССР начался процесс самоопределения с присущим ему ужесточением таможенной, финансовой и др. политик. Разрыв двусторонних связей спровоцировал падение производства, торговли и сотрудничества по многим отраслям. Это негативно влияло на пополнение госбюджета и, как следствие, усложнило социально-экономическое состояние бывших советских республик.
В результате страны вынуждены были по новой налаживать отношения. Началась работа по созданию интеграционных проектов в экономической, военно-политической и других сферах. В этом плане Россия и Беларусь быстрее других нашли общие точки сопряжения.
Для создания Союзного государства Москва и Минск прошли довольно длинный путь, связанный с подписанием ряда документов:
Спустя год в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства и принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений этого Договора. А через полтора месяца документ был ратифицирован парламентами обеих стран и официально вступил в силу.
Согласно подписанному документу были созданы органы, регулирующие деятельность Союзного государства и жизнь внутри него. Это
К моменту подписания документа в качестве законодательного органа уже существовало Парламентское Собрание.
Справка. Целями Союзного государства являются обеспечение мирного и демократического развития государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни
В настоящее время, по словам государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, в региональное сотрудничество вовлечены 80 российских субъектов и все регионы Беларуси. Каждое второе белорусское предприятие имеет связи с российскими партнерами. В свою очередь, в Беларуси работают более 3 тыс. российских компаний, в то время как в России действует более тысячи белорусских фирм.
Лукашенко назвал перспективные направления сотрудничества с Казахстаном
Между тем на фоне оптимистических утверждений, сложившаяся ситуация свидетельствует о комплексе нерешенных вопросов, которые в препятствуют реализации концепции создания Союзного государства.
Во-первых, разновекторные интересы политического руководства двух стран в Союзном государстве. Так, становится очевидным, что
белорусское руководство как и ранее продолжает рассматривать Россию как поставщика сырья и энергоресурсов
Получаемые по низким ценам ресурсы можно переработать (как это происходит с нефтью) и продать (в т. ч. газ) в Европу, получив достаточно хорошую прибыль. В данном случае речь идет о прибыли в пределах 38-40% от объема всей совокупной экспортной выручки.
Очевидно, что эту возможность никто не будет упускать. К слову, если проанализировать встречи на высшем уровне в рамках Союзного государства, можно заметить, что практически на всех встречах поднимаются вопросы поставок российских энергоресурсов на льготной основе и других преференций белорусской стороне.
Так, например, российский капитал (прямые инвестиции) позволяет Беларуси из года в год покрывать значительную часть дефицита текущих операций.
Справедливости ради стоит отметить, что еще в 1994 году премьер-министры Черномырдин и Кебич подписали Договор о введении единого рубля в качестве платежного средства на территории Беларуси и России. Однако дальше дело не пошло. Вернее, пошло, только в политической сфере. Так,
тема единой валюты стала одним из основных лозунгов политической борьбы в Беларуси
— сперва на президентских выборах, потом в связи с падением экономики, последующей инфляцией и определением дальнейшего пути развития Беларуси (Запад или Восток – Европа или Россия).
Очередным импульсом и юридическим закрепленным основанием для появления единой валюты в Союзном Государстве стал Договор о создании Союзного Государства от 8 декабря 1999 г. Так, в пунктах 1 и 2 статьи 13 данного Договора говорится:
«Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается…».
Чем отличаются школы в странах Казахстана, России и Беларуси?
Напомним, что главы Беларуси и России даже определили 1 января 2005 г. датой ввода российского рубля в денежное обращение Беларуси. Это было зафиксировано в Союзном Договоре 1999 г. Однако на дворе 2018 год, а воз, как говорится, и ныне там…
В итоге, наблюдаемый с 1999 года имитационный
процесс под названием «строительство Союзного государства» так и остается, по большому счету, лишь проектом,
оттягивающим на себя финансы и являющимся разменной монетой в политических играх двух стран.