Пока тенге спасает высокая нефть и участие Нацбанка.
Внешний долг Казахстана может быть частично погашен в конце 2017 года. Для этих целей будет активно скупаться долларовая масса. Экономист Ерлан Ибрагим предполагает, что это может отразиться на курсе тенге.
Напомним, на 1 июля 2017 года, по данным Алпысбая Ахметова, заместителя председателя Нацбанка РК, внешний долг Казахстана составил 167,9 млрд долларов США.
Однако из этой суммы
И все же, по мнению Ерлана Ибрагима,
негативное влияние на тенге, которое может оказать выплата внешних долгов, скорее всего, будет нейтрализовано другими сформировавшимися факторами
А стало быть ослабления тенге не произойдет.
— Если бы все остальные факторы не менялись, а был бы только фактор покупки валюты для оплаты госдолгов, он бы мог отрицательно повлиять на курс тенге. Но сейчас подорожала нефть, и это позитивный фактор. Кроме того, Нацбанк достаточно активно участвует. Все это в итоге приводит к укреплению тенге, — отмечает экономист.
Нурлан Рахимбаев, аналитик «Казкоммерц Секьюритиз», также не ожидает какого-либо давления на курс тенге в конце 2017 года.
— В первую очередь, потому что сейчас
относительно перспектив курса тенге к доллару на рынке присутствуют положительные ожидания
Цены на нефть сейчас находятся на высоком уровне, причем вероятно дальнейшее повышение. К тому же, курс тенге выглядит явно недооцененным. Судя по графику погашения внешней задолженности Казахстана, согласно данным НБРК, в четвертом квартале текущего года значительные выплаты со стороны органов государственного управления и коммерческих банков страны не ожидаются. В целом, объемы погашений, с учетом прочих секторов экономики, вряд ли окажут сильное давление на курс тенге, — делится мнением он.
По мнению Армана Байганова, экономиста Best Consulting Group, погашение задолженности не откладывается полностью на конец года, а может производиться в середине года, либо ежемесячно.
— Я не думаю, что все компании договорились в одно время погашать долги перед внешними кредиторами
У каждого бизнес-процесс разный. Да и в банках чаще всего информация о таких выплатах является коммерческой тайной. В общем, каждый заем живет «своей жизнью». Это вам не сельское хозяйство, где есть сезонный фактор, — утверждает экономист.
И все же, если тенге будет сильно ослабевать, как отмечает Байганов, обслуживание внешнего долга будет дорогим и может привести к дефолту компаний, у которых основной доход формируется за счет реализации продукции внутри страны. Выиграют за счет ослабления тенге лишь экспортеры.
— Но сильное ослабление нацвалюты в целом невыгодно всем, у кого есть внешний долг, — добавляет он.
По прогнозам экономиста Рустема Жансеитова, до конца года вряд ли будут какие-либо «сдвиги» в отношении тенге.
— Все уже привыкли к текущему курсу — экспортерам он очень нравится. То, что при росте нефти тенге ослабевает, это, я считаю, вообще «маразм» — никаких экономических предпосылок этому нет. Так что
я вижу в этом спекулятивную игру, которая выгодна тем, кто так или иначе причастен к экспорту
Задумайтесь, при таких же ценах на нефть у нас в свое время стоимость тенге была 140 за доллар.
Если бы у нас думали о населении, курс бы хоть немного укрепили
и хоть немного сбавили инфляцию. В общем, логики в нынешнем курсе тенге мало, — заключает Жансеитов.