О ближайших перспективах центральноазиатского региона рассуждает американский профессор Стивен Фредрик Старр.
Центральная Азия, а также Афганистан и соседние страны оказались в центре внимания всего мира из-за происходящих в них процессах, а также из-за возросшей угрозы терроризма. При этом в самих странах ЦА пока наблюдается оживление во внешней политике и стремление если не к интеграции, то как минимум к взаимовыгодной кооперации.
Известный американский профессор, глава Института Центральной Азии и Кавказа Стивен Фредрик Старр в интервью Sputnik Узбекистан поделился своим мнением о перспективах развития Центрально-Азиатского региона, а также оценил степень влияния на него внешних сил.
— В рамках конференции по безопасности и развитию ЦА (которая прошла в Самарканде 10-11 ноября), звучали разные, порой почти противоположные точки зрения, касающиеся ситуации в регионе и путей его развития. Не повредит ли это амбициозным планам по наращиванию взаимодействия внутри Центральной Азии?
— Я бы не стал называть это разногласиями. Один представитель или эксперт обратил внимание на одну проблему, кто-то – на другую. Они, скорее, дополняют друг друга в оценке происходящего, нежели спорят. К тому же это неизбежно, потому что для экспертного и мирового сообщества это, по сути, совершенно новый предмет для исследований и дискуссии.
Готова ли Центральная Азия к сближению?
Одно время была популярна стратегия «разделяй и властвуй», которая распространялась и на этот регион – очень привлекательный для всех геополитических сил. Но сейчас даже в самом регионе есть четкое понимание, что теперь все по-иному.
Несмотря на то что на конференции звучали разные голоса, все схожи в одном – на протяжении почти 3 тысяч лет это был единый регион. Да, всегда были разные центры – Самарканд, Бухара и другие, но в целом это один регион. Поэтому они, сознательно или несознательно, ищут ту самую древнюю традицию сотрудничества.
При этом я не стал бы употреблять в данном случае слово интеграция, оно
у многих пока ассоциируется с советским прошлым
При этом они активно говорят о кооперации и координации – это очень здоровая ситуация. Они пытаются как бы построить второй этаж огромного общего центральноазиатского дома.
Опять же, необходимо признать, что они знают друг друга лучше, чем мы их, надо уважать этот факт. Даже когда кыргызы и узбеки спорили о воде – серьезнейшие были разногласия – все равно
они знали, что за определенную черту заходить нельзя
и рано или поздно обе стороны подойдут к общей точке. В итоге так и получилось, что они, так сказать, довоевались до этой общей точки. Это очень интересно, это тонкое дело…
— На конференции говорили о необходимости создания консультативного органа с участием глав центральноазиатских стран, а также созыва регионального экспертного совета. Однако сегодня уже действует ряд международных и региональных организаций – те же ШОС, ОДКБ или СНГ. Не будет ли создание подобной надстройки избыточным?
— Есть один фундаментальный выбор – организовывать Центральную Азию изнутри или внешними силами. Я давно наблюдал, что
все попытки организовать этот регион извне были в конечном счете не успешными
Думаю, лучше теперь спокойно ждать результата реализации местных инициатив.
К тому же все эти интеграционные проекты все равно несут в себе ту или иную долю политики, а не только экономическую составляющую. От этого нет пользы никому. Главное – уважать независимость, суверенитет и культуру этого региона.