После теракта, совершенного Сайфуллой Саиповым в Нью-Йорке, западные СМИ, отбросив привычную политкорректность, обратили пристальное внимание на Узбекистан: «Почему выходцы из этой страны часто становятся террористами-одиночками?»
Такие статьи вызывают бурные дискуссии читателей. Вот пара ссылок на такие — «Хаффингтон Пост» и «Нью-Йорк Таймз». Любой владеющий английским может оценить их самостоятельно.
Каждое из таких обсуждений добавляет головной боли узбекской диаспоре США – в СМИ уже появились статьи о публичном массовом покаянии американских узбеков за деяния Саипова.
Узбеки Нью-Йорка проклинают Саипова
Напомним: расстрел посетителей одного из стамбульских ночных клубов во время празднования наступления Нового 2017 года осуществил узбекский гражданин Абдулкадир Машарипов. Теракт в Стокгольме в апреле 2017 года совершил этнический узбек Рахмат Акилов, которому Швеция отказала в убежище. Несколькими днями ранее в питерском метро привел в действие самодельное взрывное устройство Акбаржон Джалилов, узбек, родившийся в Кыргызстане и получивший гражданство России.
Важно отметить, что
после распада СССР западная пресса критиковала Узбекистан за преследование религиозной деятельности и воинствующую светскость
В числе таких деяний режиму Ислама Каримова приписывались аресты, пытки и убийства религиозных активистов, административные и уголовные наказания за ношение бороды и одежды, предусмотренной шариатом, сведение религиозного образования до минимума и повсеместный отказ в трудоустройстве людям, получившим религиозное образование за рубежом.
Отметим, что в самом Узбекистане последние теракты были в первой половине 2000-х гг. Тогда спецслужбы страны подавили несколько политизированных религиозных групп. Даже когда Узбекистан разместил на своей территории Северную распределительную сеть НАТО (2009-2014 гг.), по которой шло снабжение войск НАТО в Афганистане, никаких терактов не было. Хотя аналогичная Южная распределительная сеть, которая была создана НАТО в Пакистане, постоянно подвергалась нападениям. Исламистские движения, такие как Исламское движение Узбекистана (ИДУ), ушли из Узбекистана. В 90-е гг. 20-го века несколько сотен радикализировавшихся узбеков присоединились к Аль-Каиде и Талибану в Афганистане, потом ушли в Вазиристан в Пакистане. Там их разделила запрещенная в РК ДАИШ – одна часть узбеков хотела продолжать борьбу с НАТО в Афганистане, другая — передислоцироваться на Ближний Восток, а точнее, в исторический район Леванта, чтобы принять участие в войне группировки ДАИШ.
ИДУ разбилась на конкурирующие группы, некоторые из которых остались между Афганистаном и Пакистаном, но большинство ушли в Сирию, где разделились между ДАИШ и ан-Нусрой. По данным ЮСАИД, на пике могущества, то есть в 2014-201 гг.,
в составе ДАИШ примерно из 10 тысяч иностранцев, узбеков было 1-2 тысячи
Большая часть убита в бою, остатки рассеяны между Афганистаном, Пакистаном, Ливией, Россией, Турцией и западными странами. Выжившие утеряли связи с Узбекистаном и его внутренним развитием и вошли в состав теринтерна – террористического интернационала. По расчетам специалистов по безопасности, эта категория боевиков угрозы для Узбекистана не представляет.
Итак,
после выдавливания ИДУ Узбекистан больше террористов на внешний рынок не поставлял
Но есть один ресурс, который Узбекистан поставляет регулярно и непрерывно – это трудовые мигранты, в России их 2-3 миллиона.
Многие потеряли связи с родиной и родней, не смогли интегрироваться в русскую культуру и нашли отдушину в киберпространстве, где стали жертвами
исламистских психологических манипуляторов-вербовщиков.
Примерно такая же судьба у узбеков, уехавших в Турцию, Западную Европу и США. В Штатах узбеков примерно 300 тысяч. Уже к середине 2000-х гг. они стали весомой и узнаваемой частью западного образа жизни. Примерно тогда же несколько узбеков, уже натурализовавшихся на Западе, были арестованы в США и Германии за подготовку терактов. Но то были люди, воодушевленные или связанные с ИДУ.
Террористы 2016-2017 гг. не принадлежат ни к одной из старых и глубоко законспирированных сетей вроде ИДУ
Они пришли в террор, воодушевленные терактами в европейских столицах.
Что касается самого Узбекистана, там никакого террористического насилия нет. Исламская идентичность уверенно набирает силу с акцентом на умеренный ислам. Сегодняшняя молодежь гордится своим мусульманским происхождением и воспитанием. Все уверенней звучат голоса тех, кто считает, что можно было бы рассмотреть возможность включения в учебные программы основ религии.
Биография нью-йоркского террориста: кто такой Сайфулла Саипов?
В последние два года правления Ислама Каримова в поведении режима наблюдались признаки изменения отношения к религии. Режим запустил несколько сайтов, продвигающих ценности умеренного и неполитического ислама. Когда к власти в стране пришел новый президент Шавкат Мирзиёев, наметился курс на смягчение воинствующей светскости и признание ислама как важной части общественной и политической жизни.
Так получилось, что некоторые люди стали радикалами за пределами своей родины. Этому предшествовала утрата связей с родней, соплеменниками и диаспорой.
Узбеки-террористы в Европе и США – не продукт Узбекистана, а скорее печальное последствие неизбежного, когда покидаешь родину и строишь жизнь в другой стране – культурного шока и проблем с интеграцией
в местную культуру. А это головные боли чиновников Европы и США.