В текстильной промышленности нас обогнали все — Китай, Турция, Кыргызстан, Белоруссия. А попытки дизайнеров сыграть на национальных мотивах в одежде редко приводят к успеху и в масштабах страны не дают результата.
Отсутствие массового производства одежды в Казахстане — это не следствие промышленного краха в 90-е годы, а обстоятельства, которые сложились исторически. Такое мнение выражает Константин Пименов, дистрибьютор белорусского белья «Милавица».
Пименов говорит, что в Советском Союзе было кластерное развитие экономики. Например,
в Казахстане большое внимание уделялось аграрному направлению, металлургии и сырьевому сектору, но никак не легкой промышленности
— В Беларуси ко всему прочему в советские годы большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, в том числе работала фабрика по производству белья «Комсомолка», которая с развалом СССР попала в правильные руки и ей не дали заглохнуть. Но для того чтобы поддержать легкую промышленность, белорусскому правительству пришлось вкладывать немалые средства, в том числе и в развитие профобразования. Это обучение на
— рассказывает он.
По наблюдениям Пименова, бурное развитие текстильной промышленности сегодня наблюдается в Узбекистане, причем многие зарубежные производители переносят туда свое производство по пошиву одежды из юго-восточной Азии — рабочая сила в Узбекистане оказывается дешевле.
Почему швейная фабрика располагалась в центре Алма-Аты
Что касается Кыргызстана, то нынешнее бурное развитие производства одежды, по мнению Пименова, там произошло потому, что в свое время Кыргызстан являлся основным каналом поставки товаров легкой промышленности (в том числе тканей и фурнитуры) из Китая, Турции, Ирана и других стран в Россию и Казахстан. Так что у киргизов была возможность завозить недорого ткани. И
это — наряду со спросом на недорогую одежду — подвигло их к развитию «самопошива»
— говорит эксперт.
В Казахстане в 90-е годы зарплаты были выше, чем в Кыргызстане, создавать массовое производство оказалось нерентабельно.
— Еще одним фактором, работающим не в нашу пользу, является то, что у нас достаточно небольшое население, которое рассредоточено очень неравномерно по большой территории, а это требует высоких логистических затрат. Поэтому местный производитель не может делать одежду массово — продать всю партию не получится. У нас недостаточно емкий рынок. А
чтобы получить низкую себестоимость, нужны большие тиражи. При низких объемах себестоимость продукта становится в 2-3 раза выше аналогичного товара импортного производства
Так что наши производители сосредотачиваются на эксклюзивном пошиве, создавая «капсульные» коллекции, благодаря чему одежду им удается продать дороже, — говорит Пименов.
В Казахстане есть производители, которые делают уникальные вещи, используя национальные элементы, этнические мотивы. К примеру, вещи из войлока. Но они не для широкого охвата.
— А попытки делать коллекции, следуя мировым трендам, сталкиваются с недостаточным спросом — опять же, по причине малой емкости рынка,
— считает он.
Между тем, в Казахстане есть несколько успешных отечественных брендов одежды, рассчитанных на массового потребителя. Это детская одежда Mimioriki, мужская одежда Glassman и ряд других. Но их успешность не случайна.
— Создатель бренда Mimioriki Инна Апенко конечно молодец, но во многом ей удалось преуспеть, опираясь на уже существующие возможности. Крупная производственная база по производству спецодежды уже имелась. Заход бренда на рынок потребовал серьезных капиталовложений: было открыто сразу несколько бутиков в крупных торговых центрах.
Потребитель, увидев хорошие коллекции по низким ценам, да еще представленные в надежном торговом центре, отнесся к бренду с доверием,
— рассказывает Пименов. При этом он отмечает, что у начинающих производителей одежды часто нет возможности на такой «рывок», они открывают всего один магазин, а там как пойдет.
Что касается бренда Glassman, к успеху его привело то, что компания изначально «раскрутилась», продавая привозные турецкие костюмы.
— Со временем у них появился лояльный покупатель, которому они впоследствии начали продавать вместо турецкого товара казахстанский. Качество было такое же, а цена более низкая. Но я с большой уверенностью могу сказать, что
если бы они сразу начали шить костюмы и продавать в бутиках, вероятность успеха была бы ниже
По моим наблюдениям, пометка «сделано в Казахстане» работает в плюс только продуктам питания, — подмечает Пименов.
Василий Горевой, президент Ассоциации ритейлеров Казахстана и руководитель Almeo Fashion Retail, в свою очередь считает, что успешные примеры казахстанских производителей одежды носят единичный характер.
— Дизайн малосерийных продуктов может быть успешен. Но это высокая мода. Там у успешности совсем иные критерии. А без массовых тиражей и производственных технологий рисовать и придумывать можно бесконечно. Красиво, функционально, но безуспешно. Все уйдет в корзину ввиду отсутствия спроса на труд дизайнеров, — убежден он.
Сегодня, по его словам, легкая промышленность в Казахстане в массе своей не обладает конкурентными технологиями и мощностями.
— И даже меры господдержки, увы, скорее неактуальны, чем эффективны,
Ниша массового производство дешевого и относительно-качественного fashion-продукта прочно занята азиатскими монстрами, — заключает Горевой.