В среднем бизнесе сегодня работает большая часть населения Казахстана. Но административные барьеры, сокращение бюджета на тендеры и маленькая емкость рынка разоряют такие компании.
С 2015 года в Казахстане произошло резкое сокращение субъектов среднего бизнеса — в 2,3 раза. Что происходит? Средний бизнес вырастает в крупный или же просто разоряется?
По мнению Виктора Ямбаева, президента Ассоциации предпринимателей Алматы, из «середнячков» до крупного обычно никто не дорастает.
— Крупные предприниматели либо назначаются, либо ими рождаются,
а мелкие так и «подыхают». Лично я ни разу не видел у нас человека, который бы резко поднялся, но видел много бизнесменов, которые резко упали. Никто из тех, кто открыл одну парикмахерскую, десять салонов следом не открывал. У нас только любят болтать о мобильности малого и среднего бизнеса. На самом деле он настолько уязвим, что малейшее изменение в законодательстве приводит к его падению — у него нет запаса прочности и капитала. Среднему бизнесу проще — у таких компаний в арсенале есть какие-то накопления и в случае финансовых трудностей они могут выкарабкаться, экономя на зарплате сотрудников. Хотя подчеркну: и малый, и средний бизнес ощущают административные барьеры одинаково, — рассказывает он.
Ямбаев отмечает, что сегодня у малого и среднего бизнеса в Казахстане существуют три основные проблемы, тормозящие развитие:
Крупный бизнес «поедает» средний — опасная статистика
— Во-первых, сложно конкурировать с российскими производителями ввиду отсутствия преференций и льготных условий. Во-вторых, в стране отсутствуют дешевые кредиты — это сделать невозможно, учитывая, что за годы независимости национальная валюта стала дешевле в сто раз. И как при таких условиях планировать не только бизнес, но даже жизнь семьи? В-третьих, малый и средний бизнес далеки от «бюджетного корыта», которое с годами становится меньше и меньше, а народа, желающего к нему «присосаться», все больше и больше, — отмечает он.
Арман Байганов, экономист Best Consulting Group, подмечает, что в кризисный период бюджетные средства на госзакупки и тендеры всегда сокращаются, соответственно основные исполнители — предприятия среднего бизнеса — остаются без работы.
— К тому же,
нацкомпании сейчас стали жестче проверять своих подрядчиков и меньше платить за услуги
Соответственно средний бизнес сейчас получает меньше денег — это тоже влияет на сокращение его доли, — говорит Байганов.
Между тем, сегодня средний бизнес в Казахстане является основным генератором рабочих мест, так называемой «основой среднего класса»: в отличии от предприятий малого бизнеса, в компаниях, относящихся к среднему, сотрудников работает больше. Помимо этого, чтобы организовать средний бизнес, требуется больше сноровки и профессионализма. Условно говоря, открыть одну донерную проще, чем основать сеть и грамотно контролировать рабочий процесс. Соответственно, сокращение субъектов малого бизнеса, по мнению Армана Байганова, может привести к безработице, потому что именно в среднем бизнесе занято большое количество населения. Это, в свою очередь, может усилить социальную напряженность в стране, а также приведет к снижению покупательской способности людей.
Однако политолог Булат Султанов подмечает, что в Казахстане пока отсутствуют четкие понятия, что представляет собой малый, а что средний бизнес. Они слиты воедино.
— Очень часто наше государство берется решать какую-то проблему, до конца не определив само понятие, в данном случае МСБ.
У нас есть и финансово-промышленные группы. И тоже до конца не ясно, кого мы к ним причисляем. В этом отношении у нас недостаточно научных исследований, — отмечает Султанов.
Арман Байганов с ним солидарен. По его словам, основной сегмент бизнеса в стране — это крупный бизнес, потому что превалирует квазигоссектор.
— Но я думаю, 30-40% населения заняты в малом и среднем бизнесе. Средний бизнес нам необходим — это двигатель экономики. Он более активный и быстрее реагирует на изменения, в отличие от крупного. Для государства увеличение среднего бизнеса тоже выгодно: такие предприятия обеспечивают налоговые поступления. Я думаю, в ближайшем будущем число субъектов среднего бизнеса возрастет — планируется осуществлять приватизацию крупных госкомпаний. У каждой из них есть множество мелких дочерних компаний.
Некоторые из них могут попасть под категорию среднего бизнеса и уже не будут относиться к холдингу,
— прогнозирует экономист.
По словам Виктора Ямбаева, узкий казахстанский рынок также не играет на руку малому и среднему бизнесу в Казахстане — сбыть товар оказывается весьма непросто.
отягощают работу МСБ в стране. И тем не менее, государство у нас предпринимает множество мер по стимулированию и развитию многих программ, направленных на поддержку МСБ. Если бы этого не было, ситуация бы была намного хуже. У нас много возможностей для развития МСБ, учитывая ресурсы страны.
У нас более благоприятные, чем в России, условия для ведения бизнеса. Но в России есть один плюс, который перечеркивает и всепоглощающую коррупцию, и миллиардеров-губернаторов-терминаторов, и полковников Захарченко, у которых деньги измеряются весом, а не счетом.
Не стоит забывать и про емкость внутреннего рынка — нам о российских параметрах остается только мечтать, — заключает эксперт.