3 ноября в мажилисе Министерство труда и социальной защиты населения представило депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения».
Презентация организована и проведена Комитетом по социально-культурному развитию мажилиса парламента. О законодательных нововведениях рассказал и ответил на депутатские вопросы вице-министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов. В обсуждении законопроекта приняли участие депутаты, представители государственных органов, международных и неправительственныхорганизаций, а также эксперты.
Принятие законопроекта обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства Республики Казахстан о занятости и миграции населения. Основными целями законопроекта являются законодательное закрепление функций государственных органов, участвующих в реализации государственных программ, включая в них ведение мониторинга создания рабочих мест, совершенствование деятельности центров занятости населения, расширение участия частных агентств занятости, создание электронной биржи труда и упрощение процедур взаимодействия центров занятости с безработными и работодателями, перераспределение функций государственных органов в сфере миграции населения.
Изменения и дополнения вносятся в 9 законодательных актов, в том числе 4 кодекса и 5 законов. Согласно пояснению разработчиков законопроекта, предусматривается внесение изменений и дополнений в Бюджетный, Предпринимательский, Трудовой кодексы, КоАП, законы «О гражданстве Республики Казахстан», «О государственном имуществе», «О миграции населения», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «О занятости населения».
1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года. На сегодня налоговым законодательством предусмотрены сборы за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК, не регламентированные действующим Бюджетным кодексом. В связи с чем законопроектом предложены поправки, уточняющие поступления по налоговым платежам, за вышеуказанные сборы в бюджет конкретной административно-территориальной единицы (области, города республиканского значения, столицы).
Также в Бюджетный кодекс вносится дополнение о размере ежегодного повышения пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет, который в обязательном порядке должны быть в тексте проекта закона о республиканском бюджете. Данная поправка связана с тем, что согласно Закону РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», ежегодное повышение размеров пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет осуществляется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
2. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года. Предлагается исключить обязанность работодателей представлять в центры занятости сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение с указанием полученной специальности и квалификации, предусмотренную пп.5) п.2 ст.28 Закона РК «О занятости населения».
Данная поправка связана с тем, что вышеуказанные сведения формируются работодателями по собственной инициативе и за счёт их собственных средств. Одновременно, исключается ответственность из КоАП.
3. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года. Государственный фонд социального страхования — это единственная организация, которая осуществляет аккумулирование социальных отчислений (5% от заработной платы работников, за счет средств работодателя), а также социальные выплаты при наступлении социальных рисков (по случаю потери трудоспособности, потери кормильца, потери работы, по беременности и родам, по уходу за ребенком до одного года).
В целях осуществления исключительного права осуществления государственной монополии предлагается распространить действие статьи 193 Предпринимательского кодекса также и на этот Фонд по аналогии Государственной корпорации «Правительство для граждан», Фонда социального медицинского страхования.
4. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.
1) Нормы Трудового кодекса, о том, что работник в связи с достижением пенсионного возраста уведомляется работодателем не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора, нуждаются в корректировке. На практике указанное уведомление о прекращении трудовых отношений вызывает споры относительно того, когда следует предупреждать работника: до или после достижения пенсионного возраста?
В этой связи с целью улучшения редакции нормы, уточняется наступление события (факт достижения пенсионного возраста) и предлагается уведомлять работника после достижения им пенсионного возраста, не менее чем за один месяц до прекращения с ним трудовых отношений.
2) В системе здравоохранения большая часть врачей среднего, младшего медицинского персонала относится к категории «занятые во вредных условиях труда», однако не берется во внимание тот факт, что «специфичность» труда медицинских работников не связана с работой в условиях промышленного производства. С учетом чего в области регулирования трудовых отношений предлагается снять запрет на работу по совместительству работникам сферы здравоохранения, занятых на работах с вредными условиями труда.
5. Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан». Следующие изменения связаны с разночтениями в переводах слов «лишение» и «утрата» гражданства на казахском и русском языках в Законе «О гражданстве Республики Казахстан». Тогда как, в Конституции РК слово «айыру» переведено как «лишение» (ст.10), а «жоғалту» – «утрата» (ст.52).
6. Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года №413-IV «О государственном имуществе». В целях реализации поручения Главы государства по реформированию центров занятости населения, предлагается дополнить нормой, предоставляющей возможность государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения осуществлять свою деятельность также в области «услуг по мерам содействия занятости».
7. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения». Вносятся уточняющие поправки, предусматривающие расширение охвата переселенцев с акцентированием на «членах семей» на стадии формирования региональных квот приема переселенцев и оралманов местными исполнительными органами. То есть, в целях объективного квотирования и включения лиц, охватываемых мерами содействия занятости, сохраняется количество выделяемых квот для семей, а мерами государственной поддержки будут охвачены нуждающиеся члены семьи (в том числе и не состоящие в браке).
8. Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». В соответствии с Указом Президента РК от 30 декабря 2016 года функции по формированию государственной политики в сфере миграции переданы от МНЭ в МТСЗН, а функции по межведомственной координации и реализации государственной политики в сфере миграции от МТСЗН в МВД. В связи с этим предусматриваются соответствующие изменения в Законы «О миграции населения» и «Об органах внутренних дел» в части разграничения компетенций указанных государственных органов.
9. Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 6 апреля 2016 года. Законопроектом предлагается ряд дополнительных изменений касательно совершенствования инструментов содействия занятости населения. В сфере автоматизации услуг, оказываемых центрами занятости населения, для регистрации лиц, ищущих работу, предусматривается альтернативный способ обращения – через Государственную корпорацию. Вместе с тем, лицам, ищущим работу и безработным, предлагается расширить содействие в трудоустройстве посредством информационно-коммуникационных технологий или абонентских устройств сети сотовой связи.
Для подтверждения фактического статуса безработного и получения мер социального обеспечения, вводится справка о регистрации лица в качестве безработного. Данный официальный документ необходим для получения социальных выплат на случай потери работы, адресной социальной помощи, уплаты государством взносов в фонд обязательного социального медицинского страхования.
Предлагается расширить предусмотренные законом возможности для студентов и учащихся старших классов участвовать в общественных работах, не только в период летних каникул, но и любое свободное от учебы время, как это разрешено Трудовым кодексом. Одновременно законопроектом дополняется норма о том, что преимущественным правом на участие в общественных работах имеют студенты и учащиеся старших классов общеобразовательных школ, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Учитывая, что процедуры приема на государственную службу, службу в правоохранительные органы, а также в Национальный Банк не позволяют осуществлять прием безработных на указанные должности по направлениям центров занятости населения, предлагаются соответствующие исключения при направлении работодателями сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).
Также в целях обеспечения мониторинга создания рабочих мест, законопроектом предлагается закрепить мониторинг создания рабочих мест за центральными и местными исполнительными органами, а также компетенцию уполномоченного органа по вопросам занятости населения по утверждению порядка и форм предоставления сведений о созданных рабочих местах.
Дальнейшее рассмотрение поправок проводится в Рабочей группе по проекту закона, возглавляемой депутатом мажилиса, членом этого комитета Карибаем Мусырманом.