Вместе с тем, готовящийся документ усилит ответственность родителей за духовное воспитание детей, отмечают в Комитете по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества.
Сегодня практически все цивилизованные государства мира имеют законы, регулирующие общественные отношения в религиозной сфере. Тенденции развития общественно-политической ситуации требуют их постоянного совершенствования.
Так, проблема радикализации взглядов определенных маргинальных групп верующих, использования религии для устрашения, одурманивания других в экстремистских целях давно стала международной и требует от государств принятия адекватных мер защиты общих интересов. В ряду таких мер наиболее важным является создание необходимых правовых рамок отношений в обществе.
Казахстан, являясь частью мирового сообщества, не остался в стороне от этих процессов. У нас религиозные отношения регулируются законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» 2011 года. Для поликонфессионального и многонационального казахстанского общества модернизация данного закона в современных условиях обусловлена потребностью последовательного развития.
В этом контексте имеет большое значение разрабатываемый Министерством по делам религий и гражданского общества законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».
В этом процессе важно следовать общественным интересам, в том числе сохранению безопасности, мира и процветания в обществе, а также защите прав и свобод граждан. При этом усовершенствованные законы должны аккумулировать в себе лучшие примеры международного опыта. Поэтому законопроект ориентирован, с одной стороны, на обеспечение прав граждан, а с другой — на создание благоприятных условий для обеспечения общественной безопасности.
К примеру, разработчиком законопроекта предлагается норма, согласно которой не допускается участие несовершеннолетних, не достигших шестнадцати лет, в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и (или) собраниях без сопровождения одного из родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также при возражении второго родителя или законного представителя несовершеннолетнего.
Здесь заметно стремление разработчика оградить детей от неконтролируемой, в первую очередь для родителей, религиозной пропаганды. С другой стороны, возрастает ответственность самих родителей за духовное воспитание и моральное состояние ребенка в юном возрасте. Схожие нормы также наблюдаются в соответствующих законах Российской Федерации, Узбекистана и Беларуси и демонстрируют положительные результаты по недопущению вовлечения малолетних детей в радикальные религиозные течения.
В виду участившихся случаев радикализации некоторых наших граждан во время пребывания на учебе в теологических учебных заведениях за рубежом, не менее остро стоит вопрос об упорядочивании такого обучения. Поэтому вполне оправдана инициатива Министерства по введению нормы, согласно которой получение гражданами Республики Казахстан духовного (религиозного) образования в зарубежных государствах допускается только после получения высшего духовного (религиозного) образования в Республике Казахстан. При этом разработчик, учитывая положение действующих в стране религиозных организаций, предусматривает исключение для этой нормы в случаях отсутствия у зарегистрированных религиозных объединений духовных (религиозных) организаций образования в Казахстане.
Забегая вперед, можно предположить, что такой подход оградит наших молодых граждан от деструктивного идеологического влияния в условиях зарубежья. Кроме того, данная практика повысит ответственность религиозных объединений за образование будущих отечественных священнослужителей.
В целом видно, что законопроект нацелен на усиление ответственности различных субъектов религиозных отношений и государственных органов, регулирующих эти отношения. Религиозные деятели должны не только пользоваться свободой вероисповедания, но и понимать свою ответственность за судьбы и жизни своих прихожан и в этой связи понимать глубинную суть вносимых поправок в законы страны.
В законопроекте конкретизированы ранее имевшиеся и введены новые понятия и термины. Такие понятия как «религиозный радикализм», «деструктивное религиозное течение» давно используются экспертами в области религиоведения в различном смысловом значении. Иногда это вводит в заблуждение и обывателей, и самих экспертов. Очевидно, теперь с введением в профильном законе этих терминов можно будет рассчитывать на единообразное понимание актуальных процессов и явлений в обществе.
Согласно Конституции, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Одним из основополагающих принципов деятельности Республики является общественное согласие и политическая стабильность. Поэтому реализуемые меры государства обусловлены не только заботой о соблюдении данных свобод вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности, но и интересами безопасности, мирного сосуществования представителей разных религий и стабильности в обществе.
Наличие в сознании каждого гражданина в стране религиозной культуры и грамотности наряду с осознанием правовой ответственности станет надежным фундаментом решения многих серьезных проблем не только в сфере религии, но и надежным ориентиром в течение всей жизни.
Наглядным индикатором степени свободы совести являются принципы взаимодействия государства и религиозных объединений. В этой связи в настоящее время государством обеспечивается равенство религиозных объединений в осуществлении ими своей деятельности, обеспечении прав и свобод, осуществляется сотрудничество не только с последователями традиционных конфессий, но и со всеми другими зарегистрированными религиозными объединениями. При этом сотрудничество предполагает совместную деятельность социального значения, которые включают в себя культурное и духовно-нравственное развитие людей на принципах взаимоуважения и толерантности.
Очень важно, что большинство норм, приведенных в проекте Закона, были предложены аналитиками и экспертами не только государственных органов, но и общественных организаций и религиозных объединений.
Законопроект обсуждался на различных общественных площадках. Это подчеркивает вовлеченность гражданского общества в данный процесс, что, очевидно, отвечает принципам открытого демократического общества.