В суды Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) будут приглашать иностранных судей. Только так можно убедить инвесторов вкладываться в экономику Казахстана.
В финансовых судах МФЦА будут работать иностранные судьи. Эти поправки собираются внести в конституционный Закон «О международном финансовом центре «Астана». По словам министра юстиции Марата Бекетаева, это важно именно сейчас, когда необходимо создать комфорт и дать уверенность иностранным инвесторам в том, что судьи будут способны применять английское право и обладать соответствующей квалификацией, знаниями и опытом.
Адвокат Бахтияр Галимжанов убежден, что сегодня среди казахстанцев не хватает специалистов, которые могли бы работать в этих судах, поэтому возможно, государство и идет на такую меру, как привлечение экспатов.
— Система нашего права и общее право существенно различаются
Так, общее право – это единая система прецедентов, общая для всей Великобритании. Ее также называют англо-американской, англо-саксонской системой права, системой судебного прецедента. Во главе системы стоит судебный прецедент, то есть решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.
В нашей стране действует другая, романо-германская система права,
которая имеет несколько групп. Казахстанская правовая система входит в группу германского права наряду с
Основной источник права нашей системы — это закон. Ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. То есть при принятии своего решения наш суд руководствуется не ранее принятыми судебными решениями, а действующим законодательством Казахстана, — рассказывает Галимжанов.
Между тем, юрист Сергей Уткин считает, что решением привлекать иностранных судей в МФЦА министерство юстиции подтверждает, что
казахстанские судьи чересчур зависимы от всевозможного начальства
У иностранцев такой зависимости меньше.
— Лучше бы, конечно, всю судебную систему сделать независимой. Но, к сожалению, эта проблема не признается на уровне высшей судебной власти и вообще высшей власти в Казахстане. Но на уровне международного финансового суда они понимают, что эта проблема все-таки есть. То есть
иностранные инвесторы, которые вкладывают в Казахстан сумасшедшие деньги или хотят вложить, реально опасаются, что в случае чего, справедливого законного решения им не увидеть,
— утверждает юрист.
По мнению Уткина, независимыми в своих решениях могут быть и казахстанские судьи — они способны выносить честные и справедливые решения. Но на это должна быть воля сверху.
— Судья, понимая, что его накажут за честное и справедливое решение и независимую позицию, выбирает, как правило, то, что от него требуют, чтобы спокойно работать, — говорит юрист.
Для того чтобы изменить порочную практику, судьям нужно насаждать независимость сверху, чтобы они понимали, что только от них зависит исход дела.
— А чтобы новая практика прижилась, первое время надо будет их подставлять и провоцировать
К примеру, им сверху звонят и говорят, какое решение принять, это все записывается на аудио. И если судья «поведется», за это его должны наказать. Только так можно «сломать систему», — убежден Сергей Уткин.
По мнению политолога Артура Нигметова, учитывая тот факт, что территория МФЦА будет находиться под независимой юрисдикцией, основанной на принципах английского прецедентного права, то привлечение в работу центра иностранных судей является нормальной практикой.
— Все это перенимается из международной практики и нужно для того, чтобы обеспечить защиту иностранных инвестиций. Стоит признать,
что крупные инвесторы опасаются вкладывать свои деньги в казахстанскую экономику,
так как не верят в наше национальное законодательство. Очень много рисков. Поэтому и создание МФЦА, скорее всего, мера вынужденная, — заключает Нигметов.