Национальный перевозчик Казахстана заявил, что в полном объеме обеспечивает перевозку социально-значимых грузов — угля и зерна.
Проведенные реформы на железном транспорте способствовали либерализации вагонного бизнеса, то есть появились частные инвестиции и операторы вагонов. Таким образом, доля вагонов АО «Қазтеміртранс» в обеспечении казахстанской погрузки (экспорт и межобластное сообщение) составляет 40% от общего объема, сообщил на пресс-конференции в правительстве президент АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков.
Кроме того, АО «КТЖ-Грузовые перевозки» и АО «НК «Қазақстан темір жолы» реализуют ряд мероприятий по созданию благоприятных условий для развития инфраструктуры и экспортных перевозок.
Во-первых, это качественное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, реализуемое при всесторонней государственной поддержке. За последние 9 лет общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенций составил более 26 млрд долл. США.
Для реализации высокого потенциала роста перевозок через Каспий развивается портовая инфраструктура: завершен проект по северному расширению порта Актау. Сдан в эксплуатацию железнодорожно-паромный комплекс в порту Курык и в начале следующего года завершится реализация его второй фазы — строительство автомобильного паромного комплекса с логистической инфраструктурой и зоной таможенного обслуживания.
За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 26 млн тонн в год к 2018 году.
Компания также формирует собственный сухогрузный и паромный флот с оперированием на Каспийском и Черном море, который в ближайшие пять лет планируется довести с 4-х до 20 судов.
Построены новые и расширяются пропускные способности действующих железнодорожных линий, увеличена пропускная способность логистической и терминальной инфраструктуры на приграничных с Китаем железнодорожных станциях Алтыколь/Достык до 40 млн тонн.
Результаты выполнения планов перевозок: за 10 месяцев 2017 года грузооборот вырос на 11% к уровню прошлого года и составил 216,7 млрд тонн-км). К уровню прошлого года погрузка увеличилась на 12%.
Выросли перевозки по всем видам сообщений за счет увеличения перевозок угля, железной руды, строительных грузов, химикатов и удобрений.
Являясь национальным перевозчиком,
компания в полном объеме обеспечивает перевозки, в том числе социально-значимых грузов — угля и зерна
За 10 месяцев 2017 года АО «НК «КТЖ» перевезено 83,9 млн тонн угля, что на 11 млн тонн, или на 15% больше уровня прошлого года.
При этом для казахстанских потребителей внутри страны перевезено 56,6 млн тонн, что на 17% превышает уровень 2016 года.
До конца текущего года планируется перевезти порядка 107 млн тонн угля, что на 17% выше результата 2016 года.
Как отметил Оралхан Кулаков, компания имеет достаточное количество вагонов для обеспечения перевозки угля в регионы Казахстана.
В настоящее время в парке АО «НК «ҚТЖ» задействован парк полувагонов АО «Қазтеміртранс», доля которых составляет более 40% от общего парка полувагонов в Казахстане.
Благодаря заранее проведенной совместно с акиматами работе по своевременному накоплению запасов угля все теплоэлектростанции Казахстана обеспечены необходимым уровнем запасов угля.
По состоянию на 1 ноября этого года на всех теплоэлектростанциях суточные запасы угля в 1,5 раза превышают нормативы, установленные Министерством энергетики РК.
Возникающие
ситуации нехватки коммунально-бытового угля складываются в связи с тем, что закупом и распределением угля для населения в регионах занимаются предпринимательские структуры,
у которых зачастую нет собственных вагонов, складских мощностей для хранения и равномерного распределения угля. А также имеют место инфраструктурные ограничения в местах погрузки и выгрузки твердого топлива.
Подобной ситуации можно избежать, если заготовку угля к отопительному сезону будущего периода начинать с мая месяца, четко планируя транспортировку сезонного груза. Тогда будет обеспечена планомерная работа.
Как подчеркнул Оралхан Кулаков, ситуация с поставками угля ежедневно отслеживается, установлен ежесуточный контроль за обеспечением заявок на перевозку угля, в том числе коммунально-бытового назначения.
За 10 месяцев текущего года перевезено 6,7 млн тонн зерна на уровне прошлого года. Географическое расположение страны и транспортная инфраструктура Казахстана позволяет обеспечить перевезти объем перевозок 1,5 млн тонн нового урожая в эквиваленте (1 млн тонн зерна и 300 тыс тонн муки).
Хорошие количественные и качественные показатели урожая привели к изменению структуры экспорта зерна и муки. Увеличился экспорт в дальние страны, такие как Италия, Турция, Иран, Афганистан, что в свою очередь привело к росту дальности перевозок и соответственно увеличению потребного парка зерновозов и крытых вагонов.
Резко увеличились перевозки зерна в направлении портов. Рост произошел в направлении портов Каспийского и Черного морей. При этом, во многих случаях из-за отсутствия свободных терминальных мощностей в портах и отсутствия подхода судов увеличился простой зерновозов в ожидании выгрузки. Так, например, по состоянию на 1 ноября в порту Актау простаивали более 1,5 тыс. зерновозов, в порту Новороссийск более 500 зерновозов.
При этом
Изменение структуры экспорта привело к ужесточению требований к проверке качества зерна со стороны европейских импортеров,
что привело к росту простоев при погрузке на станциях отправления. Срок простоя вагонов в ожидании погрузки в среднем увеличился с 2 до 5 суток, а во многих случаях до 15 суток.
— Простои при погрузке допущены также из неудовлетворительного технического оснащения элеваторов. За последние годы значительно снизилась емкость подъездных элеваторных путей, часто возникают поломки сепараторов, погрузочных линий, то есть вагоны приходят под погрузку и ждут когда будут устранены неисправности. Кроме того, в большинстве случаев элеваторы либо не работают по выходным дням, либо предъявляют повышенные тариф на свои услуги, тем самым увеличивая простой на выходные дни, — отметил президент АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков.
Все эти факторы привели к тому, что при сложившейся структуре экспорта зерна существующего наличного парка 9700 зерновозов оказалось недостаточно. Тогда как по опыту последних 5 лет данного парка зерновозов было достаточно для перевозки 1 млн тонн зерна.
И хотя проведенные реформы по либерализации вагонного бизнеса обеспечили рост казахстанского парка зерновозов за счет привлечения частных инвестиций до 8200 вагонов, сложившаяся неординарная структура экспорта зерна этого года подталкивает нацперевозчика к привлечению дополнительного парка.
При этом возможности по привлечению дополнительного парка зерновозов ограничены тем обстоятельством, что
парк иностранных компаний, который в прошлые годы работал в Казахстане, сегодня задействован в России, где собран рекордный урожай
Кроме того, высокие ставки на перевозку зерна в России способствовали оттоку части парка небольших казахстанских операторов.
Особенностью этого сезона является также тот факт, что рекордные урожаи собраны в России и Украине. И в этих странах также есть сложности на рынке перевозок зерна и муки. Факторы высоких урожаев в соседних странах также негативно повлияли на казахстанский рынок перевозок зерна.
Несмотря на имеющиеся сложности, АО «КТЖ — Грузовые перевозки» проводит работу по привлечению дополнительного парка со стороны соседних железнодорожных администраций.
Кроме того, АО «Грузовые перевозки», как системный перевозчик, учитывая потребность рынка к перевозкам через морские порты Черного моря, объединив усилия АО «Астыктранс», АО «Русагротранс», стививидоров и экспедиторов порта Новоросийск, осуществило линейный сервис, способствующий прямому варианту перегруза зерна в порту Новоросийск. Благодаря этой работе сокращено время оборота и простоя вагонов в порту Новоросийск.
— Мы как системный оператор также вмешались и в ситуацию с портом Актау. Нами были консолидированы усилия всех участников перевозочного процесса и сейчас уже видны первые результаты, количество простаивающих вагонов снижено до 500. Снижаются простои в порту при выгрузке, также отметил Оралхан Кулаков.
Для эффективной работы в каждом регионе при акиматах созданы штабы по координации действий по перевозке зерна и муки.
Отдельно на пресс-конференции были отмечены случаи простоев вагонов по вине грузополучателей. Так, при перевозке зерна в Китай
на станции Хоргос более 100 зерновозов простояли под выгрузкой свыше 90 дней. Причина простоя — несогласованность действий грузополучателя, таможенных и карантинных служб Китая. То есть вагоны практически были использованы как склад на колесах.
— Я неслучайно говорю о мерах по снижению оборота вагона, так как эти технологичные меры позволяют, не привлекая дополнительного парка, увеличить рабочий парк вагонов. Так, если оборот зерновозов сократить на 1 только сутки, экономия подвижного состава достигнет 569 зерновозов.
Также не забывайте, что привлечение дополнительного парка зерновозов имеет и обратную сторону медали. Ведь активный сезон работы зерновоза составляет всего 4 месяца, и привлечение дополнительного парка может привести к перегреву транспортного рынка и в период несезона мы будем проводить аналогичные совещания, но только теперь с операторами вагонов-зерновозов по выводу их из кризиса в связи с отсутствием заказов на их вагоны. Поэтому здесь нам как системному перевозчику приходится думать как об грузоотправителях, так и операторах вагонов, — подчеркнул Оралхан Кулаков.
«Грузовыми перевозками» была проведена работа по внедрению новых технологий в перевозке зерна. Так, в октябре этого года был осуществлен пилотный проект по перевозке зерна в контейнерах по новому маршруту Курык – Алят – Ахалкалаки – Карс – Мерсин. В перспективе ежемесячно по данному направлению планируется перевозить до 10 тыс. тонн зерна.
Если говорить о перевозках муки, здесь ситуация практически такая же, как в перевозках зерна. Проблема вся та же, это оборот крытого вагона.
Основная масса экспортной муки идет в Афганистан. Логистика в направлении Афганистана характеризуется очень низкой скоростью доставки и слабыми возможностями по выгрузке на приемных станциях Афганистана, в Хайратоне, Акине и Тургунди. Так как выгрузка вагонов на афганской стороне не автоматизирована, зачастую происходит затоваривание на станциях выгрузки, что также приводит к простоям и снижению рабочего парка.
Для снижения оборота вагонов нами в консолидации с узбекской железной дорогой запущены три прямых маршрута шаттлов сообщением Костанай – Галаба (ИРА). Составы, груженые мукой, преодолевают расстояние в 3 257 километров за 120 часов.
— Со своей стороны, мы делаем все возможное, но, как я отмечал ранее, нам необходимо совместное участие отправителей в вопросах гарантии выгрузки продукции, сокращения времени ожидания выгрузки по неприему товара по качеству и т. д.
Часто товар продается на границе, и наш экспортер, получив оплату, теряет интерес к дальнейшей судьбе вагона
Еще раз хочу отметить, что существующего парка зерновозов и крытых вагонов при соблюдении условий оборота вагонов достаточно для обеспечения 1.5 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте. Решение вопроса по обеспечению вывоза грузов кроется в системной и совместной работе всех участников перевозочного процесса, — подчеркнул президент АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков.
АО «КТЖ – Грузовые перевозки» создано 15 июня 2016 года в соответствии с Государственной программой развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2014 года №725 на базе акционерного общества «Локомотив» и действует на основании Государственной лицензии №16010663 на вид деятельности «Перевозка грузов в сфере железнодорожного транспорта» с 1 июля 2016 года.
В сентябре текущего года наша компания Постановлением Правительства РК была наделена функциями Национального перевозчика грузов (постановление Правительства РК от 29.09.2017, №608).