Министр национальной экономики Тимур Сулейменов рассказал о проекте стратегического плана развития Казахстана до 2025 года. Программа, помимо прочего, включает в себя 7 системных реформ и столько же приоритетных политик исполнения, целевые показатели и прочее. При этом предыдущий план, рассчитанный до 2020 года, видимо, так и останется нереализованным.
Представление некоторых моментов стратегического плана развития республики произошло в рамках открытого диалога с представителями экспертного сообщества на площадке abctv.kz. По словам главы МНЭ, «это документ первого уровня, то есть самый главный у нас документ «Стратегия-2050», из которой проистекают стратегические планы на 10 лет». Предыдущий был рассчитан на срок до 2020 года, но он уже стал неактуален:
«Потому что он разрабатывался в конце 2000-х годов, когда мы вступили в первый, наверное кризисный период, и носил такой явно выраженный антикризисный, сугубо экономический характер. Все социально-экономические результаты, которые закладывались в стратплане-2020, мы достигли, поэтому необходимо разрабатывать новый», — цитируют Тимура Сулейменова организаторы встречи.
При этом сам документ стратегического плана до 2020 года не является секретным: его можно найти, например, на сайте Акорды. В нем также представлены ключевые направления работы со стратегическими целями и конкретными (и не очень) целевыми индикаторами. Одно из них – «Улучшение бизнес-среды» — находится под эгидой Министерства национальной экономики, глава которого говорит о том, что все задачи выполнены досрочно. Но простое сравнение поставленных задач и достигнутых результатов показывает, что это не так.
Две задачи на срок до 2020 года касаются места Казахстана в международных рейтингах. Перед республикой поставлена задача войти в число 50 стран с наилучшими показателями по рейтингу Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса» («Doing Business») и занять позицию в числе первой одной трети стран в рейтинге «Transparency International» по индексу восприятия коррупции.
Сингапур в 2018 году станет партнером ЕАЭС — и Казахстана
По первому показателю задача выполнена: еще в 2016 году республика переместилась с 51 на 35 место, в этом году опустилась на одну позицию, но продолжает уверенно удерживаться в первой полусотне стран мира.
С антикоррупционным рейтингом все хуже. Последний был опубликован в январе 2017 года. В нем Казахстан оказался на 131 месте среди 176 стран мира. По итогам предыдущего рейтинга позиции республики были выше (123 место), но до озвученной цели еще очень далеко: вхождение в первую треть стран означает место не ниже 55. Сейчас эту позицию занимает Хорватия, имеющая 49 баллов из 100 возможных. У Казахстана индекс восприятия коррупции оценен на 29 баллов. Так что тут до 2020 года нужно выполнить еще большую работу.
Еще одной стратегической целью по улучшению бизнес-среды является увеличение доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП республики на 7-10 процентных пунктов. В 2009 году этот показатель составлял 17,7%. Таким образом, желаемый результат находится в районе 25-28%%.
По данным Комитета по статистике, в 2014 году доля МСБ в ВВП республики составила 25,9%, в 2015 – 24,9%, в 2016 – 26,8%. То есть на протяжении трех последних полных лет поставленная задача выполняется. Однако тут стоит обратить внимание на снижение роли среднего бизнеса: в 2010 году его субъекты обеспечивали 13,6% ВВП, к 2013 году доля снизилась до 10,3%, а после перехода к плавающему курсу национальной валюты показатель упал до 4,7%. За последние 4 года доля среднего бизнеса в экономике страны снизилась в 2,5 раза.
Не обошлось в стратегических целях и без иностранных инвесторов. По планам, к 2020 году источники инвестиций должны быть диверсифицированы – должно быть 10 основных стран с долей не менее 5%.
По данным Нацбанка, на конец 2015 года таких стран было 5 – Великобритания, Нидерланды, США, Китай и Франция. По итогам второго квартала 2017 года к ним присоседилась еще одна страна – Россия. В число 10 крупнейших инвесторов также входят Япония, Гонконг, Виргинские и Бермудские острова.
Интересы у компаний, зарегистрированных в этих странах, разные. Голландцы, японцы и американцы, а также представители Виргинских и бермудских островов чаще всего инвестируют в горнодобывающую промышленность и разработку карьеров. Англичане – в профессиональную, научную и техническую деятельность. Компании из Китая и Гонконга – в транспорт и складирование. Компании из России интересуются горнодобывающей, обрабатывающей промышленностью, а также сферой торговли.
На долю этих стран приходится 85% всех инвестиций, что говорит скорее о высокой зависимости, чем о диверсификации. Общий же объем внешних обязательств резидентов Казахстана перед странами-крупными инвесторами на 1 июля 2017 года составил 224,8 млрд долларов.
Еще одна стратегическая задача – это увеличение доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВВП на 10%. В 2009 году показатель составил 18,6%, но несмотря на поставленную задачу, выше этот показатель так и не поднялся. До 2013 года ВВП Казахстана стабильно рос, а доля ПИИ – падала (10,2% в 2013 году). Потом на первый план вышли девальвация, нефтяной кризис и другие причины, в результате чего валовой внутренний продукт в долларовом эквиваленте стал стабильно снижаться. По итогам 2016 года доля ПИИ составила 15% (при этом в абсолютных цифрах объем иностранных инвестиций заметно упал – с 24,1 млрд долларов в 2013 до 20,6 млрд в 2016-ом).
Наконец, еще одна стратегическая задача до 2020 года – это увеличение инвестиций в несырьевые секторы экономики не менее чем на 30%. В 2009 году их объем во все отрасли, за исключением горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, составлял 3 трлн 92,2 млрд тенге, в 2016 году – 5 трлн 32,2 млрд тенге (данные Комитета по статистике). Таким образом, прирост составил 62,7%, то есть задачу можно считать выполненной. С другой стороны, темпы прироста в сырьевой сектор все-равно выше — + 82,9% к уровню конца 2009 года.
Таким образом, из 6 стратегических целей по улучшению бизнес-среды, которые должны быть выполнены к 2020 году, в настоящий момент выполнено три. Показатель неплохой, но явно недостаточный, чтобы говорить о том, что все плановые показатели достигнуты досрочно.