Разрешение участвовать в валютных торгах брокерам сильно повлияет на курс тенге. Кроме того, это откроет новые возможности для ЕНПФ по инвестированию пенсионных накоплений.
В 2018 году брокерам в Казахстане могут разрешить торговлю валютой, передает Казинформ. По словам председателя правления KASE Алины Алдаберген, в текущий момент проводится работа по расширению количества участников валютного рынка. Пока что доступ туда имеют только банки второго уровня, которые обладают лицензией на обменные операции.
И хотя пока не ясно, на каких условиях разрешат торговать валютой, экономист Рустем Жансеитов предполагает, что
допуск на валютный рынок мелких игроков будет способствовать некоторой стабилизации курса тенге
за счёт влияния множества рыночных факторов, а не только интересов крупных финансово-промышленных групп, которые стоят за банками.
— С другой стороны, население, получившее больший доступ к валюте, зачастую верит непроверенной и ложной информации, что может приводить к резким изменениям курса. В этой связи считаю это нововведение преждевременным. Нужно, чтобы выросло доверие к тенге, и серьезно, — подчеркивает он.
Экономист отмечает, что прежде чем внедрять новшество, необходимо тщательно изучить все смежные вопросы, оценить и спрогнозировать возможности и риски.
По мнению экономиста Магбата Спанова, ЕНПФ сможет спекулировать на продажах валюты, что хорошо:
— Пенсионные деньги — это большая сумма, а вкладывать ее некуда. Мы видим, что в последнее время эти деньги начали уходить на покупку зарубежных акций
Пока в Казахстане не будет собственных производств, экономика не будет прогрессировать. Когда компании беднеют, вгоняются в долги, а кое-кто богатеет, никакого порядка не будет, — считает Спанов.
Интервенции Нацбанка: крепкий тенге только до нового года — экономист
Жансеитов однако считает, что зарабатывать на скачках тенге вряд ли уместно для такой организации, как ЕНПФ:
— Вливание свободных денежных средств для спекуляции на скачках валюты и тенге вряд ли будет стимулировать стабильность на валютном рынке. Можно попробовать зарабатывать на кросс-курсах ведущих мировых валют, но тогда главный вопрос — кто и как этим будет заниматься? — говорит экономист.
Нурлан Рахимбаев, аналитик «Казкоммерц Секьюритиз» считает, что расширение количества участников на валютном рынке вряд ли сильно повлияет на динамику курса тенге, но позволит повысить его ликвидность.
— Я не думаю, что больше будут продавать или покупать валюту. Сейчас доступ к операциям на отечественном валютном рынке имеют только банки.
Доля новых игроков в валютных операциях, по крайней мере в первое время, будет небольшая
Данная мера направлена на развитие валютного рынка и повышение его ликвидности. Чем больше будет участников на рынке помимо банков, тем выше будет его активность. Эта мера также позволит тем компаниям или лицам, которые занимаются инвестициями на фондовом рынке, покупать и продавать валюту для обеспечения своих сделок с наименьшими затратами, — рассказывает он.
Экономист Ануар Ушбаев отмечает, что сделки по валютам брокерские компании смогут совершать на сумму не более 100 тыс. долларов в день на клиента.
7 факторов, которые должны, но не влияют на тенге
— Это лимит на покупку, а вот на продажу валюты лимита не будет. И существенного влияния на курсообразование такие объемы не окажут. На самом деле, кроме России и Казахстана, я не знаю ни одной страны, в которой бы валютная пара торговалась на бирже. И совсем непонятно, нужно это или нет.
Во всем мире центральные банки торгуют с банками-дилерами, те в свою очередь потом торгуют с клиентами
Это создает конкуренцию между банками. Соответственно, спреды (разница между лучшими ценами заявок на продажу и покупку в один и тот же момент времени на какой-либо актив (акцию, товар, валюту, фьючерс, опцион, — ред.) по обменным курсам там одни из самых низких среди всех остальных финансовых инструментов. А у нас банки очень хорошую маржу зарабатывают на том, что доступ к этому рынку открыт только для них. Ну и биржа, само собой, кое-что зарабатывает, — рассказывает экономист.
По словам экономиста Ушбаева, если дать возможность клиентам через брокеров торговать валютой на рынке, курсообразование будет более прозрачным.
— На рынок будут выбрасываться клиентские ордера намного меньшего размера по отдельности, чем те, которые выставляют банки — результирующие нетто-позиции. Грубо говоря, один клиент покупает валюту, другой продает, а банк внутри себя дает противоположные позиции каждому клиенту и выбрасывает на рынок только «чистую» позицию, которая между клиентами не перекрывается.
Если же клиенты начнут делать это самостоятельно, то каждый ордер на бирже будет в несколько раз меньше, чем банковский
Поэтому ценообразование будет намного более справедливым, — заключает эксперт.