По мнению эксперта, продвижение этой стратегии зависит не только от финансирования со стороны ЕС, а от степени готовности самих стран региона реализовать ее.
9 ноября верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Федерика Могерини совершила визит в Узбекистан и Кыргызстан. Как сообщает пресс-служба президента КР,
в повестке переговоров – новое двустороннее соглашение между ЕС и Кыргызстаном,
которое призвано заменить прежнее соглашение, принятое в 1999 году. В свою очередь МИД Узбекистана сообщает, что в рамках визита делегация ЕС примет участие в межрегиональной министерской встрече «Европейский союз – Центральная Азия» и международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», передает «Саясат».
Готова ли Центральная Азия к сближению?
О возможных путях развития сотрудничества ЕС со странами ЦА в своем интервью изданию рассказал глава алматинского представительства ИМЭП при фонде первого президента Казахстана Аскар Нурша.
— Министр иностранных дел ЕС начала свое центральноазиатское турне с Бишкека и Ташкента. В Узбекистане начинает свою работу площадка министров иностранных дел «5+1» – страны ЦА и ЕС. Какие у вас ожидания от встречи в этом формате?
— Этот визит связан с разработкой ЕС новой региональной стратегии. Прежде чем запускать какой-то проект, они проводят серию консультаций со странами региона. С тем, чтобы,
с одной стороны, донести приоритеты новой программы, с другой – сопоставить с потребностями самих стран ЦА
Важно выслушать мнение стран региона, чтобы обеспечить эффективность реализации этой стратегии. Эта стратегия в большей степени зависит не только от финансирования со стороны ЕС, а от степени готовности самих стран региона реализовать стратегию.
В то же время в регионе произошел ряд изменений. ЕС важно установить контакты с новым руководством государств ЦА – президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и избранным президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым.
— Можно ли говорить об усилении активности ЕС в регионе ЦА? Или это скорее некий пробный шар?
— В последние годы заметно снижение активности ЕС в регионе. В силу естественных причин. ЕС больше сосредоточен на своих внутренних проблемах.
ЕС находится в процессе совершенствования инструментов сотрудничества, в том числе регионального
Им проводится ревизия, насколько предыдущая региональная стратегия была успешна в реализации поставленных целей. И сейчас важно усовершенствовать те инструменты с тем, чтобы новая региональная стратегия сработала так, как надо.
Будущее Центральной Азии в партнерстве Астаны и Ташкента
Еще один важный момент – ЕС занят обновлением договорной базы сотрудничества со многими странами постсоветского пространства. Дело в том, что эти отношения базировались на подписанных документах в 90-е годы.
Что касается стран ЦА, то в регионе первым из стран региона
такой документ подписал пока только Казахстан
Имеется в виду обновленный документ. Это соглашение о расширенном сотрудничестве. В данный момент одновременно идет переговорный процесс с Азербайджаном и другими странами по поводу обновления договорной базы, чтобы вывести отношения на новый уровень.
Таким образом, работа ЕС идет в двух направлениях. Первое – двусторонние отношения. Второе – многосторонний уровень в формате «5+1»
— Звучат разные мнения по этому поводу. Но насколько эффективна эта модель взаимодействия, на ваш взгляд?
— Она достаточно эффективна. Сильная сторона усилий ЕС в том, что его действия подкреплены финансово. Но
для ЕС важно сейчас понять, какие программы работают, а какие нет
Если нет, то почему и какие сферы нужно усилить. Речь идет об усовершенствовании сотрудничества.
После украинских событий в стратегии ЕС в ЦА была определенная пауза. Она была вызвана тем эффектом, который произвели украинские события, влияние на политику соседства ЕС и в целом ухудшение фона в виде осложнения отношений между Россией и Западом.
Запад воспринимает Узбекистан как «среднеазиатскую Украину» — эксперт
Мы видим, что ЕС заявляет о преодолении экономического кризиса. С выработкой новой стратегии можно ожидать активизации стратегии ЕС в ЦА. Речь будет вестись не об идеологическом ресурсе, а скорее о предметном — в рамках тех программ, которые ЕС ранее предложил обсудить со странами ЦА.
— В целом, по-вашему, какую нишу может занять ЕС в нашем регионе?
— В отличие от остальной части Евразии, политика ЕС в ЦА не выражена геополитически. Европейский союз все еще в процессе, сейчас делаются попытки выработать среди членов ЕС общую линию отношения к данному региону, его важность. То есть
европейцы пытаются понять, что им нужно от региона и что они готовы ему предложить
Скорее всего, больший упор будет делаться на торгово-экономические отношения. В условиях ВТО это самое главное. Второе: по всей вероятности, ЕС продолжит свои программы в сфере транспорта и коммуникаций, поддержит политику рыночных реформ и, по сути, продолжит проекты в сфере безопасности.