Уже сегодня дистанционно-образовательные технологии постепенно заменяют очное обучение, которое в Казахстане значительно отстает от зарубежного. Однако не все согласны с тем, что дистанционное образование — это панацея.
Вступление Казахстана в ВТО постепенно изменит структуру высшего образования в стране. В ближайшей перспективе на казахстанском рынке откроют свои филиалы зарубежные вузы или будут рекрутировать студентов напрямую. Такого мнения придерживается Рафис Абазов, директор совместной программы института земли Колумбийского и Казахского национального университетов.
Почему из 22-х вузов Казахстана лишь 3 вошли в TOP-50 рейтинга EECA?
По его словам, на сегодняшний день существует убеждение, что приход зарубежных вузов необходим, особенно тех, которые входят в топ QS-100. В данном рейтинге вузы оцениваются по шести показателям:
Рейтинг QS уделяет внимание репутации вузов в академической среде. Его лидерами в течение многих лет стабильно являются вузы США и Великобритании.
Абазов убежден, что появление в Казахстане вузов данного рейтинга привнесет в страну зарубежные стандарты образования и поспособствует росту качества местных вузов. Но для этого на рынок должно зайти много зарубежных университетов. На сегодняшний день, по его наблюдениям, желающих единицы.
— С другой стороны, некоторые эксперты Казахстана считают, что если зарубежные вузы будут массово заходить к нам — это риск, так как они начнут выкачивать самых лучших студентов к себе за границу. Анализ образовательных ярмарок показывает, что в Казахстане сейчас собираются работать около 80-90 западных университетов. Они способны принять до 40 тыс. студентов, это 10-15% всех студентов страны. Вузы предлагают гибкую модель: первые пару лет обучение ведется в Казахстане, а закончить университет можно уже за рубежом. Главный вопрос —
они останутся там или вернутся работать на благо своей страны?
— задается вопросом эксперт.
Абазов подчеркивает, что сегодня многие казахстанские вузы продолжают работать по-старинке.
— Образовательная система бывшего Советского Союза была направлена на подготовку кадров для индустриального общества. В 20 веке ставка была на заводы, фабрики, производства. Но в наше время акцент делается на постиндустриальное общество, где все-таки превалирует сектор услуг, в том числе мультимедийный, цифровой и так далее. А современное производство включает высокий интеллектуальный компонент и высокую добавочную стоимость. Но
многие наши вузы продолжают готовить специалистов для индустриального общества, в то время как политика государства направлена на становление постиндустриального общества,
которое включает цифровую экономику, развитие сектора услуг и новый тип корпоративного управления, — отмечает Абазов.
По мнению Бауржана Касымбергебаева, директора казахстанского представительства бизнес-школы «Синергия», вступление Казахстана в ВТО не вызовет притока зарубежных вузов.
— Сейчас все наши казахстанские вузы находятся в конкурентной среде. А развитие технологий сделало доступным для казахстанцев любой вуз. Дистанционно из Казахстана сегодня можно учиться в Оксфорде, Кембридже, Гарварде и на выходе получить диплом. Для этого нужно только знать английский язык. В дальнейшем, чем больше людей будут им владеть, тем сложнее придется нашим казахстанским вузам. Они уже проигрывают конкурентную борьбу, — считает Касымбергебаев. — Вступление в ВТО не отменяет нашу законодательную базу. Если, к примеру, российский вуз захочет открыть филиал, сделать он сможет это только на уровне премьер-министров.
Если бы не законодательные барьеры, у нас бы, наверное, зарубежных вузов на образовательном рынке было больше
Между тем, Рафис Абазов подчеркивает, что в зарубежных вузах сегодня система обучения достаточно жестко направлена на контроль качества образования. За плагиат, невыполнение домашних заданий и т. д. предусматривается строгое наказание, вплоть до отчисления. Но
на бывшем советском пространстве такой строгости и дисциплины иногда не хватает
— Поэтому зарубежным вузам добиться качества дистанционного образования гораздо сложнее, чем очного. Так что, на мой взгляд, дистанционное образование — не самый эффективный подход, хотя позволяет восполнить пробел по новым инновационным специальностям. Но выход из положения есть. Например, смешанное обучение, или Blended learning. Оно предусматривает частичное получение образования онлайн, проверка же полученных знаний осуществляется на месте. Такая модель эффективнее, — утверждает он.
По словам Бауржана Касымбергебаева, чтобы казахстанским вузам стать более конкурентоспособными, нужно больше времени уделять практике:
— Сегодня некоторые наши вузы выпускают IT-специалистов, которые не могут отличить друг от друга два шнура от разных устройств. Чтобы такого не происходило, нужно практику в вузах вводить с первого курса.
Очень много студентов выбирают специальность по совету родителей, а не потому что они сами этого хотят
Практика позволит им понять, правильный ли они путь выбрали, и если же нет, на начальном этапе перевестись на другую специальность проще, — заключает эксперт.