Быть отличником и вынести для себя практическую пользу из обучения в университете — это разные вещи.
Однако все новые и новые поколения казахстанских студентов все-таки предпочитают «правильные» оценки в дипломе. Об этом у себя в Facebook размышляет глава комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры РК Багдат Мусин (стилистические особенности оригинала сохранены).
«Где-то слышал такую информацию, что сейчас учится в стране около 100 тыс. студентов на специальностях, так или иначе связанных с IT-сферой. Цифра может и впечатляет, но надо признать, что у нашей молодёжи, скорее всего, сыграл культ Образования (иметь диплом), а не культ Знаний. Что я имею в виду под этими культами?
Мы почему-то «тарабаним» по 4 года, а то и по 5 лет не для того, чтобы реально получить знания, а чтобы просто взять диплом… Я до сих пор помню, как говорил мой дедушка «қағаз ерек!», то есть нужна бумага… И многие учились чтобы получить дипломы в виде картонки, бумажки. А что есть в голове? И что взятое с университета ты применишь на практике, непонятно.
Недавно был в своём родном университете Suleiman Demirel University, меня пригласили провести открытую лекцию «общение со студентами». Давал рекомендации о том, что бы я не делал, и что бы сделал, если бы вернулся на студенческую скамью.
В ходе беседы один из студентов задаёт вопрос. Если честно, я очень рад, что человек, не постеснявшись ни ректора, ни учителей, задал прямой вопрос: «А что делать, если ты понял на 4-м курсе, что ничего не понимаешь в IT…. и вообще, что это не твоё». Я ответил, что лучше заниматься тем, что тебе по душе и тем самым найти себя. То есть если хватило духу признаться самому себе, а ещё и заявить это окружающим, то действуй, переводись на другую специальность, может даже потеряв 1 год, или уходи вовсе из этого универа и делай то, что должен делать.
Почему он задал такой смелый вопрос?! Думаю, потому что в своём выступлении я привёл пример из своей жизни.
«На втором курсе мы изучали предмет «Digital design». Я толком не понял тему, но синдром «отличника» заставил меня вызубрить, сдать тест и практическую работу на «A» (это 5 – «отлично» по американской системе).
После отличных результатов еду я, значит, в автобусе номер 32, весь такой довольный собой. И по дороге встречаю своего однокурсника Тимура. Спрашиваю у него, сколько он получил — B- или С (3+), сразу добавив, что я получил «А».
Разговорились, и он предложил поехать к нему домой, продолжить беседу за чашкой чая. Приезжаем, пьём чай, беседуем. В один момент он приносит сумку или я обратил на нее внимание, точно уже не помню. В общем, он начал раскладывать из сумки ноутбук, провода, лазерную указку, кусочки зеркала и какой-то чип. Я молча наблюдаю за всем происходящим.
Он подсоединил провода к лазерной указке, установил зеркала на подставки, так, чтобы образовался идущий вверх зигзаг из луча, и на самом верху, в конце, вместо ещё одного зеркала устанавливает фотодиод (чип, который способен принимать луч и выдавать сигнал – принял луч или нет). И с фотодиода тоже подсоединил провода к ноутбуку. Запустил программку на ноутбуке, и там отобразилась цифра 1. Тогда я не понял, что значит 1.
Он говорит: «Поставь преграду лазерному лучу». Я поставил руку, чтобы преградить луч, и на ноутбуке всплыла цифра 0. Я как с игрушкой начал играть, убирая руку, чтобы луч шёл через зеркала в фотодиод, и наоборот — преграждая ему путь.
Я: «Ничего себе, это же лазерная сигнализация получается, сам собрал?».
Он: «Да».
Я: «А где научился?»
Он: «Вот то, чему учили на предмете «Digital design»».
И тогда понял, что сам ничего не понял по этому предмету… Кардинально все переосмыслив после этого случая, со второго курса я изменил тактику обучения. И уже на третьем курсе я принимал участие в нескольких проектах, где учился у ребят программированию, написанию запросов в базу и т.д.
Так вот, этот пример мне показал, что получить «5 – отлично» и полностью правильно понять предмет так, чтобы знать, как и где он пригодится мне в реальной жизни – это разные вещи!»