Хотя кабмину еще предстоит разгребать последствия осеннего кризиса.
Завершающийся октябрь прошел в напряженном ритме, заставив госаппарат работать в режиме полного привода, пишет портал Саясат в своем традиционном рейтинге казахстанских управленцев. Причин тому оказалось сразу несколько.
Во-первых, традиционный осенний провал, который сопровождался следующим домино:
«топливный кризис – рост цен – ползучее обесценивание национальной валюты»
Этот трезубец больно ударил по социальному самочувствию населения, а соответственно негативно отразился на восприятии обществом эффективности госполитики.
Во-вторых, уходящий президент Кыргызстана Атамбаев выступил в роли «Брута» — для пролонгации мандата доверия возглавляемой им правящей элиты он представил Казахстан как внешнего врага, имеющего несостоятельную национальную историю, государственный курс и ментальность.
В то же время очередной выпад Атамбаева стал для правящей элиты стресс-тестом на мобилизационные возможности перед внешним раздражителем.
https://365info.kz/2017/10/almazbek-atambaev-ne-zhirinovskij-no-battl-ustroit-mozhet/
Управленческая номенклатура прошла своего рода учебные мобилизационные сборы накануне транзита власти. Для того чтобы замерить, как в целом события месяца отразились на экспертных оценках,
респондентам было предложено с помощью 10-балльной шкалы оценить персон, возглавляющих самостоятельные направления госполитики, а
также те или иные структуры власти. В качестве оценочных критериев выступили результативность курируемой сферы и выполнение поручений главы государства.
Правительство с минимальными потерями устояло перед дефицитом бензина и угля, «ползучей» девальвацией и вызванным этими раздражителями общественным недовольством.
Бакытжан Сагинтаев, по мнению респондентов, смог укрепиться в роли премьер-министра и полноценной фигуры политического истеблишмента
«Через раздачу горчичников и административное принуждение премьер вырулил ситуацию, не получив публичного порицания от главы государства». Отчасти свою положительную роль сыграл фактор Атамбаева, поскольку на фоне вмешательства Бишкека во внутренние дела Казахстана властям страны важно было продемонстрировать единство госаппарата.
В последующем, проведя в Астане переговоры с правительственной делегацией КР, Сагинтаев «вернул долг», поведя в счете на правительственном уровне. «Даже по кадрам, которые были представлены с переговоров с членами правительства КР, очевидно, что
Сагинтаев смотрелся более выигрышно и уверенней, чем его партнер Исаков»
Позже, в Ереване, премьер Сагинтаев закрепил тактическое преимущество, «поставив детский мат премьеру КР Исакову». В целом, кыргызский кейс раскрыл Сагинтаева не только как технократа, но и как политика – «пока правительство удовлетворительно справляется с задачей по возвращению Атамбаева в русло конструктивной политики, при этом получает опыт по позиционированию и взаимодействию в рамках ЕАЭС».
Другой вопрос, сможет ли правительство воспользоваться демаршем Атамбаева для раскрытия внутреннего потенциала отечественной экономики. Но самое главное –
сагинтаевскому кабмину предстоит преодолеть кризисные явления в социально-экономической ситуации
(эдакая «точка невозврата»).
Председатель КНБ
Карим Масимов продолжает подтверждать высокую степень доверия главы государства
В частности, как считает большинство экспертов, новый поворот в деле Муратхана Токмади, сужающий кольцо вокруг опального банкира Аблязова, позволяет предполагать, что г-н Масимов в очередной раз намерен подчеркнуть свою эффективность («граничащую с незаменимостью»).
Отдельные эксперты обратили внимание на книгу «Неисполнение долга» от Герберта Макмастера, подсвеченную на встрече главы государства с председателем КНБ.
«Считается, что данная книга, это своего рода учебное пособие о том, к каким последствиям приводит информирование Центра принятия решений искаженной реальностью. Этим ходом Масимов, с одной стороны, продемонстрировал, что президент владеет реальной обстановкой, а с другой стороны, что в роли транслятора правды выступает он сам.
https://365info.kz/2017/10/takie-kak-karim-masimov-redkij-vid-vo-vlasti-eksperty/
А с учетом специфики работы КНБ
этот сигнал можно расценивать одновременно и как сигнал другим представителям правящей элиты
Безусловно, респонденты отметили и то, что КНБ укрепляется как доминирующая структура в системе силовых органов.
Спикер мажилиса
Нурлан Нигматулин набирает обороты, постепенно выходя на прежнюю крейсерскую скорость
Эксперты связывают это с тем, что «в заявленном властью курсе политической модернизации функциональность парламента выступает одним из условий апгрейда управленческой вертикали». Институциональная устойчивость мажилиса в первую очередь нарабатывается через выстраивание взаимоуважительных коммуникаций с правительством,
министров которого Нурлан Нигматулин продолжает отучать от дежурных походов к депутатам
Поучающая риторика спикера в адрес министров, по всей видимости, заряжает храбростью депутатов, которые периодически стали выдавать близкие к реальности спичи («конечно, для того, чтобы преодолеть критическое отношение активной части общества к депутатскому корпусу, этого небольшого прозрения недостаточно»).
https://365info.kz/2017/10/dazhe-esli-uvolit-vseh-chinovnikov-tsenu-na-benzin-ne-vernesh-deputaty/
При этом «очевидно, что после паузы, связанной с парламентскими каникулами, Нигматулин возвращается к прежним котировкам».
Первый заместитель руководителя президентской администрации
Марат Тажин, по мнению респондентов, продолжает эффективно курировать внутриполитический блок
Резюмируя экспертные оценки, главные аргументы в пользу релевантности Тажина можно свести к четырем позициям:
Октябрьское усиление президентом КР Атамбаевым антиказахстанского курса представило
возможность проявиться и министру иностранных дел Кайрату Абдрахманову
Поскольку содержание межгосударственных противоречий между Казахстаном и Кыргызстаном перешло в формат ЕАЭС («снизив возможность отыграть назад и обнулить пассив»), МИД РК предстоит обеспечить внешнеполитическую поддержку курсу на борьбу с реэкспортом из Кыргызстана. Некоторые эксперты выразили настороженность попытками Атамбаева столкнуть Казахстан с другими странами, «этот деструктивный курс, возможно, будет продолжен, и
РК предстоит не дать ввязать себя в чужую геополитическую игру
«Атамбаев, не трогай наших предков!» — ответ казахских СМИ
Этот тезис имеет место под собой определённые основания, поскольку среди респондентов есть мнение, что «президентские выборы выиграл не Жээнбеков, а правящая элита, возглавляемая Атамбаевым». В целом, «у отечественных дипломатов есть хорошая возможность защитить и развить многовекторность».
Вице-премьера Ерболата Досаева можно сравнить с подводной лодкой,
в том смысле, что при торпедировании ему позволяют «залегать на дно». На этот раз он всплыл в Realpolitik меньше через 1,5 года. Респонденты отмечают, что по кредиту доверия и признания профессиональных компетенций
г-н Досаев находится в числе президентских фаворитов
Это, к примеру, выражается в его октябрьском аппаратном усилении – он заменил Аскара Мамина на позиции председателя совета директоров фонда «Даму», а Тимура Сулейменова — на посту представителя от кабмина в правлении Нацбанка.
Дальнейшие карьерные перспективы Досаева зависят от оперативного управления третьей модернизацией, коммерциализации социального блока, сокращения квазигосударственного сектора и вывода банковского сектора из пике, к которому он снова приближается.
Министр энергетики Канат Бозумбаев подтвердил свою непотопляемость,
чем вызывает аналогии с «непотопляемым Сэмом» (корабельный кот, переживший несколько крушений судов, на которых он служил – примеч.).
Арифметика цен на бензин: есть ли шанс на снижение?
Будучи назначенным ответственным за топливный кризис, по итогам разбирательств на высшем уровне он все-таки удержался в кресле. Мнения респондентов относительно причин востребованности Бозумбаева разделились: одни считают, что секрет в его эффективности, другие указывают на отсутствие полноценной замены. Как бы то ни было, следует отдать должное политическим рефлексам г-на Бозумбаева, который воспользовался классическим пассажем местной политической культуры, публично вручив свою судьбу в руки президента.
Чтобы реабилитироваться, министр энергетики в ближайшее время будет демонстрировать профессиональные компетенции
Министр по делам религий и гражданского общества
Нурлан Ермекбаев стал в некотором роде небольшим открытием для многих респондентов
– «несмотря на предыдущий имидж закрытой и непубличной фигуры, он рьяно принялся проводить информационно-разъяснительную работу перед предстоящей защитой в парламенте своей главной миссии – законопроекта по вопросам религиозной деятельности». При этом Нурлан Байузакович грамотно отрабатывает и экспертную поддержку.
Правительство призвали к ответу за дефицит бензина
«Если не произойдет осечки и форс-мажора, а нынешнее удовлетворительное отношение большинства общества к законодательному укреплению принципа светскости сохранится, то государство получит небольшую фору в разрешении проблем религиозной сферы».
Министр образования и науки Ерлан Сагадиев, напротив, никак не может выйти из зоны падения
и неуклонно умножает свой пассив как уже устоявшимся имиджем не оправдавшего надежд министра, так и еще продолжающимися, но заметно затухающими реформаторскими рефлексами.