Слова президента Шавката Мирзиёева подтвердили: граждане Узбекистана живут не по средствам, тратя огромные деньги на свадьбы, передает корреспондент Sputnik.
Напомним, что в своем обращении к народу Мирзиёев сказал о том, что свадьбы следует проводить без излишнего пафоса. Между тем, по мнению автора Дилшоды Рахматовой, свадьбы и мероприятия постепенно превратились для узбеков в смысл жизни.
— Человек рождается — устраивается праздник, становится мусульманином (обрезание) — устраивается праздник, женится — пышная свадьба, рождаются дети — праздники, умирает — опять же нужно организовать мероприятие. Получается, у него весь смысл жизни в этих мероприятиях, — говорит она.
Нельзя не отметить, что
такой подход характерен и для многих казахстанцев, готовых влезть в кредиты, чтобы организовать по разным поводам пышный той
Конечно же, чаще всего это свадьба.
Между тем, в далекие времена, когда в Древнем Риме правил Юлий Цезарь, против излишней роскоши действовал закон. Согласно этому закону человеку не разрешалось тратить в день более 300 сестерций. Стало быть, римляне не организовывали больших и пышных свадеб, они уважали себя и тратили свои деньги на себя.
Из этого можно сделать вывод, что
государству стоит ограничивать человека от себя самого
Ведь если даже в Древнем Риме, который называют колыбелью демократии, существовали такие законы, это значит, что человек сам не ведает, что такое хорошо и что такое плохо. И ему необходимо в этом помочь.
По наблюдениям Рахматовой, у узбеков существует странный обычай: все, что заработал, надо потратить на свадьбу!
— А как жить в промежутках между торжествами?
— недоумевает автор.
Ведь у человека что-то должно оставаться и для себя.
— В течение короткой жизни пусть хоть 4-5 лет он проживет в свое удовольствие! — говорит Рахматова.
По ее словам, обществу как будто внушают: «Работай, заработай — и все на свадьбу». Но напрямую ведь никто этого делать не заставляет. Побуждает к действию общественное мнение, которое превыше всего.
— Сосед или знакомый своей пышной свадьбой пытается тебя унизить, подорвать твой авторитет. Может это и не так, но однажды,
если вдруг с этим соседом поссоришься, он обязательно напомнит, что ты устроил скупую свадьбу, поэтому он перестал уважать тебя
Разве можно это стерпеть? — приводит пример Рахматова.
По мнению Рахматовой, несмотря на то что как в таковой свадьбе ничего плохого нет и никто не против петь и танцевать, есть и другая сторона медали — когда шумные соседи до того надоедают, что иной раз и идти на свадьбу не хочется, но пропустить нельзя, иначе и они тоже не придут к тебе на торжество.
— Не все, кто сегодня устраивает пышные свадьбы, богачи. Но
мы обязаны соблюдать неписаные правила общества, ведь мы восточные люди
Как говорится в пословице, у нас должны быть красные щеки, хоть и от пощечины,
По мнению автора, свадьба превратилась в политико-социальное явление и обязанность.
— Кто-то обязан устраивать свадьбу, а кто-то туда ходить! Раз так, кому нужны такие празднества, создающие неудобства для обеих сторон? — недоумевает она.
В связи с этим она убеждена, что в Узбекистане необходимо принять закон, не допускающий пышных свадеб.
— Думать, что у нас свободное общество, а люди все сами решают, неуместно. Это на самом деле то, что находится у всех в душе, — утверждает Рахматова.
Но автор не отрицает, что многие будут против такого закона и наверняка выскажутся так:
«Если бы не было этого закона, я бы такую свадьбу закатил!» или «Хотел столько-то тысяч людей позвать, но теперь не могу» и т. д. Но это все как в анекдоте про Ходжу Насреддина, который не смог перепрыгнуть через арык и сказал: «Эх, как я перепрыгнул бы в молодости через этот арык», а потом оглянулся, увидел, что вокруг никого нет, и тихо сказал про себя: «Даже в детстве я особо не умел прыгать». В общем, правду люди только сами знают, а для окружающих говорят совсем другое, — считает Дилшода Рахматова.