Сегодня многие казахстанские вузы позиционируют себя в качестве признанных авторитетных университетов, хотя в международных рейтингах многие из них показывают не самые лучшие результаты.
В настоящее время в Казахстане действуют 125 высших учебных заведения. Практически все они заявляют о высоком качестве преподавания, дипломированных преподавательских кадрах и других всевозможных достижениях. Может быть поэтому в стенах казахстанских университетов обучаются 477 тыс. студентов. Вместе с тем, создается парадоксальная ситуация, которая характеризуется рядом факторов.
В очередном рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии (EECA), подготовленном компанией Quacquarelli Symonds (QS), участвовали только 22 казахстанских вуза. Другими словами,
из 125 вузов только 22 стали участниками исследования. Остальные 103 остались в «стороне процесса», но по-прежнему утверждают, что у них качественное образование
и по окончании выпускники будут востребованы на рынке труда.
Между тем, рейтинги вузов как раз и создаются с целью определения наиболее профессиональных университетов, признанных не только внутри страны, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Судя по всему,
большинству казахстанских вузов достаточно саморекламы, а не международного признания
Почему из 22-х вузов Казахстана лишь 3 вошли в TOP-50 рейтинга EECA?
Если рассматривать национальные университеты, принявшие участие в рейтинге авторитетного агентства, ситуация будет выглядеть следующим образом:
Казахстанские вузы условно можно разделить на три группы. В первую вошли казахстанские альма-матер, занявшие с 10 по 147 место включительно, с присвоением баллов, согласно 9 параметрам.
Во вторую группу — занявшие 161-250 места. В ней баллы не начислялись ввиду отсутствия по тем или иным причинам данных по всем 9-ти параметрам.
И наконец, в третью группу вошли вузы, которые ограничились лишь участием в рейтинге.
У казахстанцев
сложился стереотип, что чем выше стоимость обучения, тем более качественные знания
получат студенты и престижнее будет образование.
Как известно, одним из самых дорогих вузов в республике является Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП), где стоимость обучения за учебный год варьировалась в районе 2,5 млн тенге в зависимости от выбранных предметов и т. д. Однако
самый престижный среди казахстанцев вуз не оказался в рейтинге Quacquarelli Symonds
А ведь они являются самыми влиятельными мировыми рейтингами высших учебных заведений.
Другим казахстанским вузом, где стоимость обучения является одной из самых высоких, но уступает КИМЭП, является Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ), где год обучения может достигать отметки в 1,8 млн тенге. Надо отдать должное, что КБТУ в отличие от своего дорогостоящего соплеменника все же оказался в авторитетном рейтинге, заняв 68 позицию из 306, в целом оправдав свое позиционирование на образовательном поле республики.
Третьим по стоимости обучения в Казахстане стоит Алматы Менеджмент Университет, (бывший МАБ). Обучение здесь варьируется от 715 тыс. до 1,10 млн тенге в зависимости от языка преподавания. Однако и этот вуз не оказался в рейтинге университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии (EECA).
На фоне вышеперечисленных вузов достойна уважения многолетняя работа Казахского национального университета им. аль-Фараби, который в рейтинге компании QS занял почетное 10-е место. Несмотря на высокое качество образования, цены на обучение в вузе гораздо ниже, чем у вузов, позиционирующих себя как международные университеты, не вошедших в рейтинг EECA.
Занявший в рейтинге 24-е место Евразийский национальный университет им. Гумилева также не пытается «поднимать планку» стоимости за обучение, ограничившись оплатой в пределах 650 тыс. тенге. Однако занятое в рейтинге место свидетельствует о качестве преподавания и уровне учебного процесса в вузе.
МОН РК планирует избавиться от слабых вузов
Как видим, ситуация на рынке неоднозначная. И если вуз за обучение требует миллионы в год, не факт, что качество преподавания в его стенах окажется на высоте. Тем более, что проводимые авторитетными компаниями исследования являются веским аргументом в процессе определения уровня университета.
Конечно, можно проводить внутренний рейтинг вузов республики, где по-своему надо будет выявлять и лучших, и аутсайдеров. Но в условиях глобализации довольно
проблематично оставаться в стороне от мира, отгораживаясь своими рейтингами и создавая саморекламу в надежде, что абитуриенты и их родители окажутся наивными
и не ознакомятся с экспертной оценкой, данной вузам извне авторитетными организациями.