Весьма неадекватная нынешнему напряженному моменту в стране реакция председателя Нацбанка Данияра Акишева на возобновившийся по осени рост годовой инфляции вызвала вполне предсказуемое дружное возмущение СМИ и пользователей социальных сетей.
Напомним, что сыр-бор разгорелся после обсуждения мер по сдерживанию инфляции на заседании правительства 3 октября. Там г-н Акишев заявил, что «ожидание населения и предприятий в отношении роста цен становятся причинами инфляции». В принципе, ничего нового в этом тезисе нет, ибо он давно известен в экономической теории. Однако поскольку по времени заявление председателя Нацбанка совпало с дефицитом бензина и авиакеросина в стране на фоне девальвации тенге и холода в неотапливаемых квартирах казахстанцев, неудивительно, что г-н Акишев сразу же стал мишенью для массовой критики в СМИ и соцсетях. К тому же министр энергетики Канат Бозумбаев весьма удачно вставил шпильку главному банкиру страны на том совещании. Г-н Бозумбаев констатировал, что на рост цены бензина популярной марки АИ-92 влияет не только дефицит моторного топлива и зависимость от российских поставщиков, но и значительная девальвация казахстанской валюты с 314 тенге за доллар, в котором ведутся расчеты с россиянами, до 340 тенге. Но сам г-н Акишев на недавней встрече с журналистами разъяснял, что «доля импорта из Российской Федерации выросла, соответственно вырос спрос на рубль», а это и привело естественным образом к удорожанию российской валюты до 6 тенге.
Масла в огонь подлил еще один представитель профучастника финансового рынка – глава «Фридом Финанс» Тимур Турлов, заявивший в СМИ, что «импорт уже давно не вносит вклад в общий рост цен и в целом девальвация всеми уже «отыграна». Г-н Кусаинов пояснил в Facebook по этому поводу, что «Турлов смотрит на общий импорт и в горизонте от начала 2016, Акишев говорит о динамике трех-семи месяцев. Девальвация своё давно отыграла, и в этой части Турлов прав и с ним никто не спорит. Сейчас разговор о более тонкой динамике».
Акишев объяснил, почему в Казахстане растут цены
Как бы то ни было, за бурным обсуждением темы влияния ожиданий населения и бизнеса в отношении роста цен на инфляцию практически незамеченным остался ее рост в годовом выражении в сентябре при одновременном снижении в России. С 7,0% в августе годовая инфляция поднялась в Казахстане до 7,1%, тогда как у соседей она опустилась до 3,0% с 3,3%. Это в очередной раз подтвердило предположение некоторых экспертов о том, что у Нацбанка имеются большие проблемы с декларируемым таргетированием инфляции. Об этом же говорилось и в статье «Почему Нацбанк Казахстана уступает Центробанку России?». А один из оппонентов нынешнего руководства Нацбанка – Рахим Ошакбаев, глава Центра прикладных исследования «Талап», и вовсе констатировал, что проводимая в жизнь регулятором политика направлена не на таргетирование, а на агрессивное подавление инфляции монетарными инструментами, от чего страдают благосостояние населения, занятость и экономический рост. По мнению эксперта,
в Нацбанке просто не знают точно, какая будет инфляция и как на нее влияет монетарная политика регулятора
Поэтому-то и устанавливается давний комфортный коридор инфляции в 6-8% годовых. А неожиданное заявление г-на Акишева о влиянии инфляционных ожиданий является ни чем иным, как уловкой на случай, если темпы роста потребительских цен выйдут за верхнюю границу этого коридора.
Напомним также, что как раз неудачи Нацбанка в борьбе с инфляцией стали одной из главных причин заметного снижения рейтинга Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности по причинам высокой инфляции и низкой доступности кредита, о чем говорилось в статье «Кто виноват в падении международных рейтингов Казахстана?». В нем как раз по индикатору инфляции наша страна заняла одно из последних мест – 130-е среди 137 оцениваемых государств! Кстати, на днях к этой тревожной теме обратились и в мажилисе, где депутат-«акжоловец» Ерлан Барлыбаев обратился с соответствующим запросом в адрес премьер-министра и председателя Нацбанка. В самом же Нацбанке сваливают причину столь масштабного провала на предыдущее руководство и рекомендуют ждать следующего рейтинга ВЭФ, в котором позиции Казахстана должны улучшиться после снижения инфляции в 2017 году.
Арифметика цен на бензин: есть ли шанс на снижение?
Вернемся к статистике. Как видно из данных, приведенных в таблице,
Нацбанк уже явно отстает от графика, по которому двигался российский Центробанк в таргетировании инфляции
При прочих равных условиях ее годовой уровень у нас уже должен был опуститься ниже планки в 6% годовых, тогда как на самом деле она даже начала расти! А значение базовой ставки остается еще высоким и наверняка Нацбанк не будет ее понижать в ближайшем будущем, опасаясь инфляционных рисков.
Источник: Национальный банк РК, Банк России.
Что касается выросших цен на бензин, похоже, правда здесь все же на стороне г-на Бозумбаева, ссылающегося на определенную роль девальвации тенге к доллару
Как видно из данных статистиков, в России цены на этот вид топлива росли гораздо меньшими темпами по сравнению с Казахстаном. С начала года они поднялись там на 5,2%, тогда как у нас – на 8,7%, а в годовом выражении разница еще больше – соответственно 5,5% и 14,6%. Свою лепту, конечно же, вносит и укрепление рубля к доллару и тенге.
Темпы прироста цен на автомобильный бензин
Источник: Росстат, Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.