США и Турция приостановили взаимную выдачу виз. В отношениях с Турцией Америка и ЕС сегодня наталкиваются на одинаковые проблемы. И первые, и вторые имеют давние отношения с Турцией, которая состоит в НАТО и с которой ЕС обещает интеграцию. Но стиль правления Эрдогана для США и ЕС пугающе авторитарен. Он активно зачищает Турцию от кемалистского прозападного курса во внешней политике и либерально-демократического духа во внутреннем развитии.
Соответственно активизировались политики США и ЕС в поиске новых подходов к этой стране, но как-то неубедительно. На обеих сторонах Атлантики воцарилась дипломатическая предусмотрительность и инерция. Тем временем трансформация Турции продолжается. Направленность внешней политики этого одного из старых членов НАТО ориентирована на страны ЕвразЭС, т. е. на Восток. Соответственно
рано или поздно Запад отзовет деньги, которые привык направлять на военное и экономическое сотрудничество с Турцией
Для США всегда имело значение стратегическое положение Турции вблизи границ СССР. Но Союз распался, а военные связи Турции и США пережили финал Холодной войны. Но война в Сирии обнажила конфликт интересов США и Турции на Ближнем Востоке. В Сирии Турция стала уничтожать боевиков Рабочей партии Курдистана, которые могли бы помочь Штатам в уничтожении ДАИШ. Были арестованы и, по заявлениям представителей США, подвергнуты неподобающему отношению граждане этой страны. Теперь приостановлена взаимная выдача виз.
События в Турции в 2013 г., т. е. жесткое подавление демонстрации в парке Гези в Стамбуле конечно беспокоили администрацию США, но окончательный раскол в отношениях случился гораздо позже – в 2016 г., после неудачной попытки устранения Эрдогана и захвата власти традиционно прозападной армией Турции. Немногим позже после провала путча представители правящей верхушки заявили, что к попытке переворота имели отношение США, а точнее, укрываемый и поддерживаемый ими проповедник Фехулла Гюлен, который был обозначен в качестве лидера заговора.
После путча было арестовано несколько граждан США. В мае 2017 года служба безопасности Эрдогана жестко отреагировала на людей, собравшихся у резиденции посла Турции в США, чтобы протестовать против визита в эту страну Эрдогана. Конечно, все это не могло не шокировать как Белый дом, так и рядового американского обывателя. Плюс, повторимся, война Турции в Сирии против курдов, на которых Штаты хотели бы опереться в борьбе против ДАИШ и, по всей видимости, в качестве одного из инструментов против поворачивающей на Восток Турции. Конкретно этому обстоятельству добавило сложности майское заявление военного руководства Турции, что турецкая артиллерия, расстреливая цели на территориях, контролируемых курдскими вооруженными формированиями, может случайно попасть в военных США. В июле одно из турецких государственных СМИ опубликовало позиции отрядов сил специального назначения США в регионе. Так, бывший партнер по борьбе с угрозами и вызовами со стороны Варшавского договора, сам превратился для Вашингтона и в вызов, и в угрозу.
При этом в Вашингтоне крайне мало тех, кто реально хотел бы «резать по живому» десятилетиями складывавшихся отношений. Исторический вес альянса Турции с США, региональное влияние этой страны и ее способность сорвать любые инициативы США в регионе заставляют американский истеблишмент поддерживать функциональность двусторонних отношений. Например, администрация Трампа пытается смягчить гнев Турции по поводу поддержки Америкой боевиков Курдской рабочей партии в Сирии и делает это своеобразно – делится с Турцией данными о Курдской рабочей партии, но тех ее филиалов, что оперируют за пределами Сирии. А также физически осязаемо администрация США понизила тон критики Турции за сворачивание демократии и предлагает Эрдогану встретиться с Трампом.
В Америке первой попыталась преодолеть инерционно-пассивный курс в отношениях с Турцией группа политологов и экспертов из евроатлантического Совета по международным отношениям – по сути, коллективного министерства иностранных дел того, что мы привыкли называть «Западом». Ник Данфорт и Илке Тойгур считают, что руководству США следовало бы задать разговорам с Турцией больше давления, так как молчаливое потакание способствует еще большему росту автократии. Представитель Совета даже сделал 6 сентября 2017 г. публичное заявление перед Комиссией сената США по международным отношениям, в котором отметил, что «…политическое, экономическое и дипломатическое давление, которому Россия подвергла Турцию после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет в ноябре 2015 г., инструктивно. С течением времени Эрдоган был заставлен и вынужден принести извинения и искать способов примирения с Москвой».
Политолог: распад Турции станет началом конца для ЕС
После этих слов Конгресс США стал подталкивать администрацию Белого дома к более «крутому» подходу в отношениях с Турцией. Со своей стороны Конгресс в лице Комиссии Сената по бюджетным ассигнованиям выпустил билль, ограничивающий продажи оружия службе безопасности Эрдогана и запрещающий въезд на территорию США турецким чиновникам, ответственным за аресты граждан США. Тем временем турки закупили российские ракетные комплексы С-400. Бен Гардин, сенатор-демократ от штата Мэриленд, написал в Белый дом письмо, что этот шаг Турции вызовет дальнейшие санкции против Турции. Учитывая, что случилось это недавно, ближе к концу сентября, можно предположить, что приостановление выдачи виз может быть одной из таких санкций.
Кстати, в августе активизировалась американская судебная система, когда федеральными судебными органами были возбуждены иски против 15 телохранителей Эрдогана за силовой разгон акции протеста у резиденции посла Турции в США. В сентябре прокуратура Южного округа Нью-Йорка возбудила расследование против бывшего министра экономики Турции Мехмета Чаглаяна, заподозрив его в подрыве американских санкций против Ирана. Эрдоган пообещал турецкому народу поднять эти вопросы на личной встрече с Трампом.
Тем временем у ЕС свои проблемы в связи с Турцией. В 1999 г. Турция стала кандидатом на вступление в ЕС и в 2005 г. начала переговоры. С тех пор никакого изменения в статусе Турции не произошло. В Европе конечно говорят, что виновата сама Турция, провалившая либеральные реформы, но при этом
стало ясно, что никто Турцию в ЕС не примет и никогда не хотел
В декабре 2016 г. парламент ЕС временно заморозил все разговоры про присоединение. Президент Еврокомиссии Юнкер сказал, что «…в обозримом будущем членство Турции в ЕС исключено…».
Сворачивание демократии и либерализма беспокоит ЕС также, как и США. Но на другой стороне весов – миграция, терроризм, энергетика и многие другие факторы, которые без Турции решить ЕС не сможет. Поэтому Макрон во Франции и шеф внешней политики ЕС Федерика Могерини призвали ЕС возобновить переговоры о присоединении Турции к ЕС. На это Ангела Меркель – лидер страны, у которой самые давние и близкие отношения с Турцией и в которой постоянно живет несколько миллионов этнических турок, заявила во время теледебатов с лидером Социально-демократической партии Германии Мартином Шульцем, что «…Турция не должна стать членом ЕС». В сентябре в Германии выборы и данное заявление могло быть адресовано в первую очередь внутренней аудитории, но ведь
ничего лишнего Меркель не сказала – всего лишь высказала коллективное разочарование Турцией в глазах европейской общественности
Турция тоже по малому «кошмарит» ЕС — запрещает членам немецкого Бундестага посещать немецких солдат на базах НАТО в Турции, требует проверять немецкие компании на предмет их связи с Гюленом и заключает граждан Германии под стражу. На личном уровне Эрдоган обратился к немецким туркам не голосовать ни за одну из мейнстримовых партий этой страны, называя их врагами Турции и говоря, что современная политика Германии не отличается от нацистской.
Следующая американская гонка за безопасность состоится в Центральной Азии
Совет по международным отношениям через упомянутых выше экспертов предлагает ЕС один инструмент давления на Турцию – модернизацию Таможенного союза ЕС и Турции. Кстати, в одной из речей Меркель пригрозила пересмотреть положения и условия договора о создании этого союза. И вообще, на Западе доминирует точка зрения, что этот союз больше нужен Турции, чем Европе. Совет по международным отношениям, как экспертный орган в области евроатлантической дипломатии, оценивает ситуацию неопределенно: «…если западные политики будут в состоянии гнуть жесткую линию с Эрдоганом, это в конечном итоге натянет отношения, но если Эрдоган воздержится от провокаций против Запада, ему надо будет дать понять, что он все еще сможет выиграть от взаимовыгодных отношений… В то же время нельзя исключать, что давление может спровоцировать и полный разрыв».
США всегда полагались на Европу в вопросах демократизации Европы. Сегодня Европа меньше всего хотела бы этим заниматься. Штаты тем временем приостановили выдачу виз туркам. А Эрдоган успел посетить Украину, где сказал, что не признает Крым российским. В этой запутанной ситуации сложно прогнозировать, будет ли Запад дальше давить на Турцию или нет. Зато очевидно: Эрдоган действительно отвернулся от Запада – своим заявлением про Крым он сделал заявку, причем весьма дерзкую, на собственную геополитическую линию.