Объем экспорта плоского проката, одного из ключевых продуктов металлургической отрасли, в январе-июле 2017 года показал максимальное значение за последние 5 лет, а объем отгрузки достиг максимального уровня в этом десятилетии. Однако укрепление позиций на соседних рынках дается нелегко: заводам приходится снижать цену на свою продукцию.
В январе-июле 2017 года Казахстан продал за рубеж более 1,5 млн тонн плоского проката. Это на 11,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Рост в денежном объеме значительно выше – 52,4%. Объем экспорта за первые 7 месяцев 2016 года составлял 559,9 млн долларов, в 2017 году – 853,3 млн.
Нынешний год является самым успешным для отрасли за последние годы. Отгрузка наконец превысила показатели 2010 года, а по сравнению с 2013 годом, который был самым неудачным в этом десятилетии, продажи выросли на 58%.
Но если физический объем продаж плоского проката растет уже 4 года, то
значительный объем выручки произошел за это время впервые. Главная причина – рост цен на продукцию
Нетрудно посчитать, что средняя цена продажи в январе-июле 2017 года составляет 559 долларов. В 2016 году за тонну платили заметно меньше – 408,7 долларов. До показателей 2012-13 годов (730 долларов за тонну) еще далеко, но существующая динамика уже внушает оптимизм.
Главными покупателями казахстанского плоского проката традиционно являются 3 страны: Россия, Китай и Иран. Из года в год ситуация на рынке меняется, в результате чего покупатели периодически «выпадают». В случае с Ираном причиной сокращения продаж стали санкции, с Китаем и Россией – рост местных производств. Но даже несмотря на это, с 2010 года доля этих рынков сбыта в экспорте не снижается ниже 77%, дойдя в 2014 году до 86%.
Китай к продукции казахстанской металлургии охладел еще несколько лет назад,
отгрузка в Поднебесную в январе-июле 2017 года уменьшилась по сравнению с 2012 годом в 9,5 раз. Поэтому сейчас отечественная металлургия во многом зависит от интереса двух стран. И тут отмечается смена приоритетов:
все больше проката уходит в Россию,
тогда как Иран оттесняется в сторону.
Отгрузка в Россию выросла за год в 2 раза – до 888,4 тыс тонн. Для сравнения: в январе-июле 2013 года все продажи Казахстана составили 965,2 тыс. тонн. Иранский рынок, наоборот, просел почти на 40%, показывая минимальные показатели за последние 4 года. Смена приоритетов объясняется несколькими факторами, в числе которых желание закрепиться на иностранном рынке. Но пожалуй главная из них заключается в том, что продавать прокат в РФ выгоднее, чем в Иран. В среднем стоимость одной тонны продукции, шедшей с Казахстана на север, в январе-июле 2016 года составляет 593,5 доллара, на юг – 466,5 долларов. Разница – 27%.
Казахстан смотрит на восток: торговые отношения с Китаем начали улучшаться
Если говорить о денежном объеме, то экспорт в Россию принес казахстанским производителям 527,3 млн долларов (годом ранее – 226 млн), в Иран – 173,7 млн (в январе-июле 2016 – 203,3 млн). Общий же объем экспорта плоского проката за первые 7 месяцев года составил 853,3 млн долларов.
Следует отметить рост продаж в Узбекистан: экспорт вырос с 25,9 до 48,4 млн долларов. На сегодняшний день Ташкент является третьим по величине потребителем казахстанской продукции.
Однако Казахстан не только активнее выходит на внешние рынки, но и все охотнее пускает иностранных производителей на свой. Объем импорта плоского проката в январе-июле составил 241,1 млн долларов – это максимальный показатель с 2013 года. В физическом объеме показатель максимальный в этом десятилетии – 379,2 тыс тонн.
Главным импортером является Россия: оттуда за 7 месяцев завезено 248,4 тыс. тонн продукции на 160,6 млн долларов. Первый показатель выше прошлогоднего на 88,5%, второй – в 2,3 раза. Наращивает продажи и Китай: объем сделок вырос с 39,1 до 65,3 млн долларов. При этом средняя цена тонны ввозимой в Казахстан продукции составляет 635,8 долларов за тонну. Таким образом, импорт единицы продукции на 13,7% дороже, чем ее экспорт. Видимо такова цена выхода на российский рынок.