Если точнее, сначала государственные проблемы надо превратить в личную боль чиновников, а вот затем уже снова вернуть это в государственное поле.
60% жалоб шымкентцев связаны с общественным транспортом. В результате аким города Габидулла Абдрахимов запретил подчиненным пользоваться служебным авто. Внештатный советник акима Шымкента Данат Жумин считает, что таким образом власти прислушиваются к проблемам горожан. Об этом и многом другом он рассказал в интервью порталу «Саясат».
— Пиарщики, политтехнологи и коллеги по цеху ругают вас за старый метод продвижения итогов работы шымкентского акимата. В соцсетях распространили фотографии чиновников, которые ездят в общественном транспорте. Что вы ответите критикам?
суметь сфокусировать внимание подчиненных на приоритетной проблеме
Мы позаимствовали опыт у мэрии Нью-Йорка. Когда-то жителей города беспокоил криминал в метро. Но руководство полиции считало это мелочью, не стоящей внимания. Майкл Блумберг заставил все руководство полиции ездить в метро. Только ощутив на себе масштаб проблемы, полицейские начальники взялись за её решение. Причём успешно.
Те, кто называют наши меры популизмом, вероятно, не очень знакомы с современными методиками в менеджменте или теорией «разбитых окон», которые мы сейчас взяли на вооружение. Обвиняющим нас в популизме отвечу так:
популизм — это когда ты принимаешь решения только ради того, чтобы понравиться большему числу людей,
но при этом совершенно не думаешь о последствиях своих решений, даже если они потом приведут к катастрофе.
Мы совершено чётко знаем, что делаем, для чего и к чему это приведёт.
60% жалоб горожан связаны с общественным транспортом
Два года аким собирал транспортные компании, давал указания отделу. Обещали все исправить, презентовали отчёты. А воз и ныне там. Мы решили — значит надо менять подходы. Сделать так, чтобы проблема общественного транспорта была не только проблемой населения, но и стала личной проблемой каждого руководителя.
Первое. Нам нужно сейчас, чтобы ответственные руководители сами на себе испытали, что такое ездить на автобусе, и начали помогать отделу транспорта эту проблему решать.
Второе. Нам нужно дать ясный сигнал транспортным компаниям, людям, ответственным за решение проблем общественного транспорта, что отныне вопрос находится на жёстком контроле, и лапшу вешать на уши больше не получится. Мы с акимом обсуждали последствия решения о запрете служебного транспорта, поездок в автобусах, просчитывали последствия.
Мы знали, что найдутся те, кто обвинит в работе над личным PR
Но мы всё равно на это пошли. Потому что для нас куда важнее в этой ситуации не то, кто и что подумает, будут критиковать или нет, и как это отразится на личном имидже, а то, насколько быстро мы сумеем добиться решения конкретной проблемы, волнующей население. Помните выражение Дэн Сяопина: «Не важно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей»? Можете называть наши меры как хотите — популизмом, PR…
Но если это позволяет улучшить ситуацию с общественным транспортом, почему бы и нет…
И потом, простите, в конце концов, а что предосудительного в том, что руководители города ездят на работу и с работы на общественном транспорте? Это запрещено? В конце концов, это правильно. Почему в развитых странах мэр города может ездить на велосипеде или метро, а у нас нет?
— Насколько целесообразен этот опыт, по-вашему?
— Временный запрет на служебный транспорт, использование общественного транспорта вовсе не являются единственными мерами, которые принял аким для наведения порядка в этой сфере. Во-первых, во всех автобусах города
появились плакаты с изображением руководителя отдела транспорта города, где он публично обещает горожанам исправить ситуацию
Это для него дополнительный стимул. Жители города должны знать, кто именно отвечает за общественный транспорт в городе. Во-вторых, мы открыли общественный рейтинг перевозчиков и маршрутов города. Люди могут пожаловаться на конкретный автобус, маршрут, водителя или кондуктора через веб-сайт, WhatsАpp, социальные сети или по телефону.
Как Шымкент и Туймебаев сошлись характерами, пока остается загадкой – Ашимбаев
На основе жалоб та или иная компания получает совокупную оценку и место в рейтинге. Это позволяет нам видеть реальную ситуацию на каждом конкретном направлении и оперативно принимать меры. Кроме того, компании перевозчики предупреждены, что
за низкие рейтинги с ними будут расторгаться договоры
Для них теперь тоже имеется стимул лучше работать. В-третьих, в ближайший месяц в городе появится мобильное приложение, позволяющее людям отслеживать работу общественного транспорта, следить за перемещениями. Впервые, наверное, с советских времён на остановках города появятся указатели с информацией о маршрутах, графиках и интервалах движения.
Руководству отдела транспорта дали 2 месяца, чтобы навести порядок
11 декабря подведём итоги. Всех проблем не решим, но ситуацию точно улучшим. Ну и наконец, сейчас мы работаем над проектом новой транспортной системы города. На её создание может уйти год-два, но она полностью и навсегда решит проблему общественного транспорта в городе.
— Административный центр Южно-Казахстанской области приобретает почти все атрибуты города республиканского значения. Даже бытует мнение, что вот-вот Шымкент присоединится по статусу к Алматы и Астане. Как вы к этому относитесь? Насколько это реально?
— По поводу статуса города республиканского значения мне сказать вам нечего. Подобного рода вопросы находятся в компетенции правительства и главы государства. Как руководство страны решит, так и будет. Мы сейчас не думаем ни о каких статусах. Нам надо заниматься решением проблем, которые есть. Шымкент объявлен культурной столицей СНГ в 2020-м году.
Городу надо готовиться. Времени у нас очень мало, а проблем очень много. В южном регионе Шымкент — крупнейший город. Сейчас официально здесь проживает около 950 тысяч человек, по неофициальным — свыше 1,2 млн.
Город имеет все возможности стать, наряду с Астаной и Алматы, ещё одним центром развития страны
Но для этого предстоит очень многое сделать.