Если точнее, сначала государственные проблемы надо превратить в личную боль чиновников, а вот затем уже снова вернуть это в государственное поле.
60% жалоб шымкентцев связаны с общественным транспортом. В результате аким города Габидулла Абдрахимов запретил подчиненным пользоваться служебным авто. Внештатный советник акима Шымкента Данат Жумин считает, что таким образом власти прислушиваются к проблемам горожан. Об этом и многом другом он рассказал в интервью порталу «Саясат».
— Пиарщики, политтехнологи и коллеги по цеху ругают вас за старый метод продвижения итогов работы шымкентского акимата. В соцсетях распространили фотографии чиновников, которые ездят в общественном транспорте. Что вы ответите критикам?
— Вообще, то, что мы делаем, называется change management — управление изменениями. Важная часть такого управления — это
суметь сфокусировать внимание подчиненных на приоритетной проблеме
Позором назвал аким Шымкента работу автобусов
Мы позаимствовали опыт у мэрии Нью-Йорка. Когда-то жителей города беспокоил криминал в метро. Но руководство полиции считало это мелочью, не стоящей внимания. Майкл Блумберг заставил все руководство полиции ездить в метро. Только ощутив на себе масштаб проблемы, полицейские начальники взялись за её решение. Причём успешно.
Те, кто называют наши меры популизмом, вероятно, не очень знакомы с современными методиками в менеджменте или теорией «разбитых окон», которые мы сейчас взяли на вооружение. Обвиняющим нас в популизме отвечу так:
популизм — это когда ты принимаешь решения только ради того, чтобы понравиться большему числу людей,
но при этом совершенно не думаешь о последствиях своих решений, даже если они потом приведут к катастрофе.
Мы совершено чётко знаем, что делаем, для чего и к чему это приведёт.
60% жалоб горожан связаны с общественным транспортом
Два года аким собирал транспортные компании, давал указания отделу. Обещали все исправить, презентовали отчёты. А воз и ныне там. Мы решили — значит надо менять подходы. Сделать так, чтобы проблема общественного транспорта была не только проблемой населения, но и стала личной проблемой каждого руководителя.
Первое. Нам нужно сейчас, чтобы ответственные руководители сами на себе испытали, что такое ездить на автобусе, и начали помогать отделу транспорта эту проблему решать.
Автобус без колеса ездит по Шымкенту
Второе. Нам нужно дать ясный сигнал транспортным компаниям, людям, ответственным за решение проблем общественного транспорта, что отныне вопрос находится на жёстком контроле, и лапшу вешать на уши больше не получится. Мы с акимом обсуждали последствия решения о запрете служебного транспорта, поездок в автобусах, просчитывали последствия.
Мы знали, что найдутся те, кто обвинит в работе над личным PR
Но мы всё равно на это пошли. Потому что для нас куда важнее в этой ситуации не то, кто и что подумает, будут критиковать или нет, и как это отразится на личном имидже, а то, насколько быстро мы сумеем добиться решения конкретной проблемы, волнующей население. Помните выражение Дэн Сяопина: «Не важно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей»? Можете называть наши меры как хотите — популизмом, PR…
Но если это позволяет улучшить ситуацию с общественным транспортом, почему бы и нет…
И потом, простите, в конце концов, а что предосудительного в том, что руководители города ездят на работу и с работы на общественном транспорте? Это запрещено? В конце концов, это правильно. Почему в развитых странах мэр города может ездить на велосипеде или метро, а у нас нет?
— Насколько целесообразен этот опыт, по-вашему?
— Временный запрет на служебный транспорт, использование общественного транспорта вовсе не являются единственными мерами, которые принял аким для наведения порядка в этой сфере. Во-первых, во всех автобусах города
появились плакаты с изображением руководителя отдела транспорта города, где он публично обещает горожанам исправить ситуацию
Это для него дополнительный стимул. Жители города должны знать, кто именно отвечает за общественный транспорт в городе. Во-вторых, мы открыли общественный рейтинг перевозчиков и маршрутов города. Люди могут пожаловаться на конкретный автобус, маршрут, водителя или кондуктора через веб-сайт, WhatsАpp, социальные сети или по телефону.
Как Шымкент и Туймебаев сошлись характерами, пока остается загадкой – Ашимбаев
На основе жалоб та или иная компания получает совокупную оценку и место в рейтинге. Это позволяет нам видеть реальную ситуацию на каждом конкретном направлении и оперативно принимать меры. Кроме того, компании перевозчики предупреждены, что
за низкие рейтинги с ними будут расторгаться договоры
Для них теперь тоже имеется стимул лучше работать. В-третьих, в ближайший месяц в городе появится мобильное приложение, позволяющее людям отслеживать работу общественного транспорта, следить за перемещениями. Впервые, наверное, с советских времён на остановках города появятся указатели с информацией о маршрутах, графиках и интервалах движения.
Руководству отдела транспорта дали 2 месяца, чтобы навести порядок
11 декабря подведём итоги. Всех проблем не решим, но ситуацию точно улучшим. Ну и наконец, сейчас мы работаем над проектом новой транспортной системы города. На её создание может уйти год-два, но она полностью и навсегда решит проблему общественного транспорта в городе.
— Административный центр Южно-Казахстанской области приобретает почти все атрибуты города республиканского значения. Даже бытует мнение, что вот-вот Шымкент присоединится по статусу к Алматы и Астане. Как вы к этому относитесь? Насколько это реально?
— По поводу статуса города республиканского значения мне сказать вам нечего. Подобного рода вопросы находятся в компетенции правительства и главы государства. Как руководство страны решит, так и будет. Мы сейчас не думаем ни о каких статусах. Нам надо заниматься решением проблем, которые есть. Шымкент объявлен культурной столицей СНГ в 2020-м году.
Станет ли Шымкент городом республиканского значения?
Городу надо готовиться. Времени у нас очень мало, а проблем очень много. В южном регионе Шымкент — крупнейший город. Сейчас официально здесь проживает около 950 тысяч человек, по неофициальным — свыше 1,2 млн.
Город имеет все возможности стать, наряду с Астаной и Алматы, ещё одним центром развития страны
Но для этого предстоит очень многое сделать.