Паства православных приходов в Узбекистане постепенно меняет свой возрастной состав — все больше молодых прихожан покидают страну в поисках лучшей жизни.
Но это лишь один аспект жизни православных христиан в Узбекистане, о которой рассказал обозреватель Антон Скрипунов на портале ria.ru.
Перед распадом Советского Союза Среднеазиатский регион начали сотрясать межэтнические конфликты. Одной из их жертв стало русское население, которое в один миг оказалось «вторым сортом». Только Узбекистан в 90-е годы покинули около 700 тысяч русских. Тогда православная церковь в этой стране столкнулась с реальной угрозой исчезновения.
Вообще-то,
христианство существовало на территории Узбекистана с первых веков нашей эры:
согласно преданию, здесь проповедовали апостолы Фома и Андрей Первозванный. А учитывая, что через Узбекистан проходил Великий шелковый путь, это вполне может быть правдой.
В V веке Узбекистан становится прибежищем еретиков-несториан, осужденных на Третьем Вселенском соборе и вынужденных бежать из Византии. Несторианская община просуществовала здесь до XIV века, пока ее не уничтожил Тамерлан.
Но спустя пять веков российские миссионеры возродили на этой земле христианство. В 1872 году в Ташкент прибыл епископ Софоний, с этого момента началось бурное развитие церковной жизни. Даже большевики внесли в нее свою лепту — Узбекистан стал местом ссылки для оставшихся в живых епископов. Думали, что Русская церковь здесь умрет вместе с ее последними архиереями. А она не только не умерла, но и стала понемногу развиваться.
Возможно, именно это стало примером для православных, оставшихся в Узбекистане после распада СССР.
«Я радуюсь тому, что русские по происхождению люди, украинцы, белорусы — паства наша здесь — являются активной частью узбекского общества. Более того, я бы пошел дальше и сказал об особой ментальности православных людей, которые родились и живут в Средней Азии, в том числе и в Узбекистане», —
отмечает патриарх Кирилл.
Сейчас православие является здесь второй конфессией по числу последователей.
«Что, патриарх прям здесь будет? Правда?» —
житель Бухары по имени Фархад округляет от удивления глаза.
«А когда он прилетел в Узбекистан?» —
продолжает допытываться он у телевизионщиков, отсматривающих возле него отснятый материал в бухарском кафе.
Первый официальный визит патриарха Кирилла в эту страну начался 29 сентября с Ташкента, где предстоятель Русской православной церкви встретился с мусульманским духовенством и президентом республики Шавкатом Мирзиёевым. На следующий день патриарх посетил Самарканд, а в воскресенье совершил освящение отреставрированного Успенского кафедрального собора Ташкента. Завершился визит 2 октября в Бухаре.
«Как называется то место за стеной с иконами, куда сейчас зашел патриарх?» —
интересуется мусульманин, указывая на алтарь в храме святителя Алексия Московского в Самарканде. В церкви не протолкнуться: внутри не только прихожане, но и просто местные жители, пришедшие из любопытства.
Православные Самарканда доброжелательно отзываются о своих соседях-мусульманах
— Если и бывают какие-то споры, то исключительно бытового характера, они быстро разрешаются, — уверяет Галина, 65-летняя прихожанка храма.
«Честно сказать, мне за наших русских обидно. Потому что мусульмане искренне верят — вот у кого надо поучиться. А наши верят так себе!» —
сетует она.
Православных в Узбекистане всего процента четыре — страна мусульманская. После развала СССР русский язык здесь почти забыли, Библии на узбекском не найти. А «доставка и распространение религиозной литературы, опубликованной за границей, по закону «О свободе совести», может происходить только после анализа ее содержания экспертами в установленном законом порядке». Поэтому Христос для большинства узбеков — «русский Бог».
Правда, проректор Ташкентской семинарии, протоиерей Сергий Стаценко говорит, что хоть православные и мусульмане не разделяют религиозные доктрины друг друга, «обычное человеческое отношение никто не отменял».
«Государство не позволяет нам обособиться. Оно постоянно подталкивает нас к диалогу
Сам я родился в Таджикистане, в зрелом возрасте переехал сюда поступать в семинарию и могу сравнить, как это происходило в Таджикистане и привело в итоге к гражданской войне, и какая взвешенная политика здесь, в Узбекистане», —
подчеркивает протоиерей.
С православным священнослужителем соглашаются и сами мусульмане.
«Духовные лидеры двух общин регулярно встречаются на различных мероприятиях, как светских, так и религиозных. Мы обсуждаем и тему противостояния религиозному экстремизму, который несовместим с истинной миссией религии», —
рассказывает главный имам Ташкента Анвар Турсунов.
Однако еще несколько лет назад патриарх Кирилл сетовал на сложности, с которыми сталкиваются православные Узбекистана.
«Так, имеет место запрет на миссионерскую деятельность, невозможно организовать православные общеобразовательные школы, есть трудности с регистрацией новых приходов», —
отмечал он.
Согласно закону, в Узбекистане любые «действия, направленные на обращение верующих из одной веры в другую» (из ислама в христианство, например), запрещены, как и вообще всякое миссионерство. И даже каждый владелец интернет-кафе должен следить, чтобы его клиенты не просматривали запрещенную информацию.
«Речь идет о том, что пятый пункт первой главы закона «О свободе совести» запрещает любую миссионерскую деятельность. Связано это не с тем, что, например, власти предвзято относятся к христианству. Там говорится о запрете миссионерской деятельности в первую очередь экстремистских организаций. Но поскольку закон не может оговаривать конкретные религиозные организации, во имя социальной стабильности он касается всех конфессий. Поэтому миссия не запрещается только в границах религиозной организации: во дворе храма, во время проповеди за богослужением», —
объясняет протоиерей Сергий Стаценко.
Вместе с тем, у епархии есть масса возможностей для привлечения новых прихожан
«Православные по происхождению стараются крестить своих близких, отпеть их — это уже повод для проповеди. Есть еще крупные православные праздники. Поэтому мы себя не чувствуем ущемленными», —
констатирует он.
При этом православный священник может прийти, например, в больницу, только если кто-то из больных позовет. А прочесть где-то лекцию можно только с разрешения Комитета по делам религий при кабинете министров и только в присутствии сотрудника комитета и представителя мусульманского духовенства.
Но главная проблема православной общины в Узбекистане остается нерешенной. Вот уже много лет число ее приходов неизменно — 38 храмов и молитвенных домов по всей стране. В сельских храмах, основанных когда-то русскими поселенцами, в воскресенье на литургию приходит человек двадцать, в основном пожилые люди. Молодежь перебирается в города или уезжает на заработки в Россию и Казахстан, потом там оседает и туда же перевозит свои семьи — в Узбекистане для них и их детей перспектив нет.
«Увеличить число приходов у нас не получается, потому что не так уж много здесь русского населения. Многие уехали в Россию и другие страны.
Есть такая проблема — отток православного населения из Узбекистана», —
подчеркивает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.
Поэтому епархия старается привлечь больше верующих в уже имеющиеся приходы. А это создает еще одну проблему — расширение молитвенных домов до храмов.
«В Узбекистане очень много красивых и современных зданий. По сравнению с ними наши молитвенные дома выглядят очень бедно», —
сетует митрополит Викентий.
Но как отмечают и митрополит, и представители управляемой им епархии, для перестройки молелен нужно финансирование спонсоров, найти которых крайне сложно. Поэтому в епархии надеются, что после визита патриарха Кирилла ситуация улучшится.
«Встречаясь с мусульманами Узбекистана, как уже сказал владыка Викентий, я имел радость ощущать теплоту, гостеприимство и открытость по отношению к православным, их уважение и симпатию. И это дорогого стоит, потому что мы знаем — во многих странах кровоточат межрелигиозные конфликты, раздираются противоречиями человеческие общности. И потому нам нужно особенно ценить гражданский и межрелигиозный мир и те условия в государстве, которые помогают людям совместно трудиться», —
сказал патриарх Кирилл после службы в кафедральном соборе столицы Узбекистана.