В результате «серые» китайские товары транзитом через Кыргызстан угрожают заполонить наш рынок.
Конфликт между Бишкеком и Астаной разгорается. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев обвиняет Астану как в политических прегрешениях, так и в «экономической атаке» на его страну. Например, одну из таких мер он видит в усилении контроля на границе Казахстана и Кыргызстана. Атамбаев даже намекнул, что в рамках ЕАЭС одни страны могут позволить себе больше, чем другие. Некоторые эксперты считают, что подобное усиление — месть Атамбаеву за его высказывания (хотя особой популярностью это мнение и не пользуется).
Алмазбек Атамбаев — не Жириновский, но «баттл» устроить может
Казахстанский экономист Рахим Ошакбаев полагает, что предпринятые на границе меры, во-первых, вполне законны, а во-вторых — призваны защитить наш рынок от китайских «серых» товаров, которые сначала завозят в Кыргызстан, а оттуда к нам, естественно, по заниженным ценам — на то они и «серые». Об этом Ошакбаев заявил в интервью порталу Саясат.
— Кыргызстан обратился в ВТО по ситуации на границе с Казахстаном, указав на нарушения Казахстаном ключевых норм генсоглашения по тарифам и торговле и соглашении об учреждении ВТО. Какие перспективы у этой жалобы и действительно ли Казахстан нарушает нормы ВТО?
— Я не видел этого заявления. Если есть текст, мы готовы его проанализировать с точки зрения его реальных юридических перспектив. Но мое первое впечатление —
это заявление не имеет под собой юридических перспектив
Казахстан не нарушал требований ЕАЭС и ВТО. Осуществление пограничного, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля относится к национальному законодательству.
Атамбаев. Проигравший может потерять все
Эти нормы заложены в рамках ЕАЭС и ВТО. Поэтому
меры усиления контроля, которые имеют место на казахстанско-кыргызской границе, не нарушают требований этих организаций
— Одновременно кыргызы обратились в евразийскую экономическую комиссию. В свою очередь глава миннацэкономики РК Тимур Сулейменов заявил, что Казахстан действует в рамках законодательства ЕАЭС. Кто прав?
— Безусловно, прав Тимур Сулейменов. Он бывший министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии. Он очень хорошо ориентируется в законодательстве и институтах ЕАЭС.
— Вместе с пограничными вопросами поднялся и вопрос о реэкспорте из Китая в ЕАЭС. При этом концентрируется внимание на экономической безопасности Казахстана. Действительно ли реэкспорт бьет по нашей экономике?
— Однозначно. Вчера выступил председатель комитета госдоходов Казахстана Ардак Тенгебаев, сказав, что
разница в стоимости отдельных товаров в Казахстане и Кыргызстане достигает 1000%
То есть товарная стоимость занижена в два и более раза.
Допустим, таможенная стоимость мужской рубашки в Казахстане 5,45 за штуку, а в Кыргызстане — 0,44.
«Дружеское закрытие глаз» на импорт из Кыргызстана стоит $163 млн
В целом эти схемы серой растаможки известны. Недавно я беседовал с одним предпринимателем, который сталкивается с необходимостью импорта китайских товаров. По его словам, сейчас
можно было привезти товар из Урумчи в Алматы через Кыргызстан по схемам серого импорта
по 100-150 долларов за кубометр груза сроком доставки в полтора месяца.
— При вступлении Кыргызстана в ЕАЭС обсуждался вопрос о предотвращении реэкспортного потока из КР. В частности, одним из условий присоединения Кыргызстана к ЕАЭС был так называемый критерий достаточной переработки товаров. Насколько эффективен данный механизм?
— Прошло два года, как Кыргызстан находится в ЕАЭС. Мы видим, что
уровень исполнения обязательств Кыргызстаном по недопущению подобных товаров на наш рынок исполняется очень слабо
Я считаю, настало время принимать меры.
— Как необходимо, на ваш взгляд, решать вопросы реэкспорта? И уместно ли использовать российско-белорусский опыт?
— Еще работая в нацпалате предпринимателей в 2015 году, мы предлагали внедрить интегрированный контроль на границе для защиты внутреннего рынка от серого импорта и товаров, не соответствующих техрегламентам.
Внутри ЕАЭС растет объем серого товарооборота
Мы предлагали оборудовать стационарные пункты интегрированного контроля, в которых можно было бы сразу осуществлять девять видов контроля:
Наше предложение базировалось на глубоком анализе законодательства ЕАЭС. То есть подобные виды контроля относятся к национальному законодательству.
Есть опыт России, которая практикует подобные вещи в виде пунктов приема уведомлений
Можно было бы их сделать высокотехнологичными, чтобы не создавать заторы на границе. Но попытаться таким образом
защитить наш рынок от серого импорта и контрафактной продукции
— Таможенный контроль чреват рисками, сюда же относится и человеческий фактор. Имеется в виду коррупция. В этом контексте сможет ли Казахстан побороть реэкспорт и действительно перенаправить потоки на «Хоргос»?
— Я полагаю, что этот вопрос целиком в компетенции правительства, которому хватит политической воли и настойчивости, чтобы навести порядок в этой сфере.