Сезонным ростом цен на топливо казахстанцев не удивить: с тех пор как правительство отменило госрегулирование, всплески стоимости бензина стали традиционными. Часто они приурочены к активности сельхозпредприятий: весенняя посадка и осенний сбор урожая значительно повышают спрос на ГСМ, в результате чего растут и цены.
Не стоит забывать и о многолетней модернизации казахстанских НПЗ, которые останавливаются на ремонт или проведение очередного этапа работ в самый неподходящий момент, лишь усугубляя дефицит топлива.
Осень 2017 года не стала исключением: в сентябре бензин 92 марки дорожал дважды, прибавив в цене почти 4 тенге за литр – в конце месяца цена на него составляла 147 тенге. В первый день октября на многих заправках ценник вырос до 151 тенге. Но даже по такой цене в свободной продаже он есть не везде: часть АЗС отпускает продукцию по талонам.
Одна из причин – казахстанцы начали запасаться бензином,
ведь нынешняя цена далеко не максимум.
«Прогнозируемая цена с учетом будущего импорта где-то порядка 155-157 тенге за литр 92-го бензина», — сообщил 2 октября заместитель генерального директора по операционному управлению НК «КазМунайГаз» Нуркен Мурзагалиев.
До таких высот стоимость бензина может подняться уже в октябре.
В первые 7 месяцев 2017 года Казахстан импортировал 625,9 тысяч тонн бензина, заплатив за него 273,4 млн долларов. Объем закупок по сравнению с 2016 годом снизился на 10,7%, что вкупе с ростом производства внутри страны (на тот момент – 1 млн 878,8 тыс тонн, что на 4,2% больше показателей 7 месяцев 2016 года) давало надежду на то, что Казахстан постепенно избавляется от бензиновой зависимости.
Но доля импорта все равно оставалось высокой — 25% (против 26,2% годом ранее). Потому увеличение стоимости закупок (средняя цена за тонну закупок выросла более чем на треть: с 321 до 437 долларов за тонну) приводило к плавному и медленному росту цен на внутреннем рынке. Но в дальнейшем ситуация резко ухудшилась:
«Доля импорта увеличилась с 15% в период июль-август до 30% в сентябре, что связано с первоочередным выходом на ремонт нефтеперерабатывающих заводов в сентябре-октябре в связи с завершающимися работами по модернизации. И как следствие, ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен в АЗС республики», — пояснил в начале октября министр энергетики Канат Бозумбаев.
При этом российские производители подняли цену до 560 долларов за тонну. Кроме того, по словам Бозумбаева, все расчеты с поставщиками ведутся в долларах, а потому свою роль сыграло ослабление тенге. К слову, в этом
министр энергетики противоречит главе Нацбанка Данияру Акишеву, который практически в это же время сообщил, что расчеты с российскими производителями ведутся в рублях,
что увеличивает спрос и как следствие, курс российской валюты.
Как бы то ни было, одна из главных причин, вызвавших рост цен, это дефицит отечественного топлива. Его на внутренний рынок поставляют 3 крупных НПЗ и более 20 мелких нефтеперерабатывающих заводов. Предприятия большой тройки – Шымкентский, Атырауский и Павлодарский НПЗ – продолжают модернизироваться. Кроме того, они нуждаются в текущем и капитальном ремонте, а потому периодически и в остановках. Графики ремонтов, включая сроки остановки, темпы выхода на рабочие параметры и прочее, согласовываются в минэнерго.
Павлодарский нефтехимический завод был остановлен на плановый ремонт 25 сентября, и по планам, выйдет с него к 1 ноября. Атырауский нефтеперерабатывающий завод находился на капитальном ремонте с 18 августа по 22 сентября, притом работы на нем были завершены на неделю раньше плана. Шымкентский НПЗ остановит некоторые производственные узлы на текущий ремонт после окончания уборочной компании. То есть в минэнерго сами утверждали план, по которому с середины августа и как минимум до ноября в республике будут работать одновременно только два из трех основных нефтеперерабатывающих заводов.
Казалось бы, все должны быть к этому готовы, а потому проблем с запасами топлива быть не должно. В теории – да, на практике — нет.
«На начало лета у нас были высокие запасы, многие компании самоуспокоились, импорт у нас снизился. При этом вторым фактором было то, что на российском рынке пошел резкий рост цен. Соответственно, запасы у нас резко снизились, мы столкнулись с текущим уровнем остатков — 125 тысяч тонн», — объяснил вице-министр энергетики Асет Магауов.
Почему контролирующее ведомство не приняло необходимых мер – не сообщается. Будут ли приняты такие меры сейчас, чтобы не допустить ухудшения ситуации – не факт. И минэнерго об этом честно предупреждает:
«Мы ожидаем, что в октябре будет потребление на уровне 270 тыс. тонн. Из них собственное производство составит 170 тыс. тонн. Для того чтобы остатки не снижались, нам необходимо порядка 100 тыс. тонн импортировать. Желательно, конечно, больше импортировать… То есть, подводя итог, октябрь будет достаточно напряженным», — заявил вице-министр.
Ситуация, как считают в министерстве, будет исправлена к ноябрю – к этому времени должен вновь заработать Павлодарский завод. Пока же на Шымкентском НПЗ увеличен план по переработке в октябре с 380 до 490 тыс. тонн, что вкупе со снижением спроса позволит снизить долю импорта до 20% в декабре 2017 года.
Почему наращивать производство необходимо в момент снижения спроса, а не перед этим – не поясняется. Впрочем, окончание модернизации – дело не ближайших месяцев: плановое окончание работ по Атыраускому и Павлодарскому НПЗ – второе полугодие 2018 года.
О том, что на рынке нефтепереработки ситуация складывается не лучшим образом, 25 сентября сообщила «Air Astana». Компания сообщила, что регулярное авиасообщение находится под угрозой срыва из-за недостатка топлива. По их данным, в Казахстане его производят только в Шымкенте, но мощностей не хватает – 70% завозится из России. Продажи в РК ведутся по остаточному принципу, а потому повышение внутреннего спроса может оставить отечественные авиакомпании без топлива.
«С августа 2017 года министерство энергетики принимает всевозможные меры для разрешения кризисной ситуации, в том числе путем переговоров с минэнерго России. Однако данные антикризисные меры имеют временный характер, а перед субъектами гражданской авиации все еще остро стоит вопрос обеспечения авиатопливом в предстоящие месяцы», — сообщили в компании.
В ответ минэнерго сообщило, что расход авиационного керосина казахстанскими компании меньше, чем планировалось, а его производство в республике растет. Незначительные по объему закупки из России, которые в «Air Astana» назвали временными мерами, в ведомстве посчитали вполне достаточными для нормализации ситуации.
«На сегодня остатки авиакеросина составляют порядка 23 тыс. тонн. Совокупных запасов хватает на покрытие потребности примерно на 15 дней. Кроме того, с министерством энергетики РФ на ежедневной основе проводится постоянная работа по организации импорта авиакеросина. На сегодня с начала месяца уже зашло 18 тыс. тонн авиатоплива. В данный момент готовится к отгрузке дополнительно 8 тыс. тонн. Мы максимально загрузили шымкентский НПЗ по переработке порядка 110 тыс. тонн нефти в месяц, что дает нам дополнительно выработку 10-12 тыс. тонн авиакеросина в месяц. В целом, с учетом текущих остатков на авиабазах и производства авиакеросина, мы как министерство не видим предпосылок для остановки авиарейсов из-за недостатка авиакеросина», — отметил 27 сентября директор департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики Куаныш Кудайбергенов.
К слову, если 23 тыс. тонн керосина хватает на 15 дней, то 10-12 тысяч, которые дополнительно будет давать Шымкентский НПЗ, хватит примерно на неделю, а готовящиеся на тот момент к отгрузке 8 тыс. тонн из России – на 5 дней. Конечно, это не единственные источники, но и назвать их стратегическими также нельзя.
Сейчас ситуация с авиационным топливом затихла: минэнерго пообещало не допустить никаких непредвиденных ситуаций, а российские поставщики согласились обеспечить рынок поставками. Но сам факт, что за одну неделю произошло два резонансных события, связанных с топливным рынком (повышение цен на бензин и заявление «Air Astana»), говорит о том, что в отрасли не все так гладко, как-то хотят представить.
Если цены растут из-за того, что Казахстан импортирует дорогую продукцию из соседних стран, то теоретически, как только республика откажется от импорта или значительно его сократит, цены должны пойти вниз. Так ли это, у Каната Бозумбаева на заседании правительства поинтересовался премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Конкретного ответа он не услышал:
«Здесь все будет зависеть от того, какая цена вот этих 20% (импорта – прим. авт.) в России будет. Если будет на нынешнем уровне — $560 за тонну — тогда есть возможность снижения цен. Если цена будет подниматься, то даже эти 20% дадут нам какой-то по крайней мере повод», — пояснил глава минэнерго.
Премьера это не устроило: он дал поручение антимонопольным службам разобраться в ситуации. Не исключено, что имеет место ценовой сговор
Надежды казахстанцев на снижение стоимости бензина связаны в большей степени с этим поручением, чем с ожиданием окончания очередных ремонтных и сельскохозяйственных работ.