В околополитических кругах всё настойчивее звучат слухи о том, что локомотив казахстанской легальной оппозиции — Общенациональная социал-демократическая партия — дошел до внутрипартийной войны. Столь нужный любой стране общественный институт страдает из-за личных амбиций лидеров.
Конструктивная политическая оппозиция – чрезвычайно необходимый и важный элемент современной политической системы. Оппозиция способна смотреть на проблемы, находясь вне действующей инерции зачастую неповоротливого государственного аппарата, создает полезную дискуссию о будущем страны, держит в тонусе чиновничий аппарат, не позволяя госслужащим промахиваться, а в случае промахов – призывая их к ответу. Но и требования предъявляются к ней обществом немалые.
Но увы, кажется, что ОСДП всё больше скатывается к тотальному критиканству и популизму, выискивая мелкие недостатки власти. А ведь популярности и, как следствие, победы на выборах добивается партия надежды, партия оптимизма, партия реалистичных программ, но никак не партия тотального пессимизма.
Насколько реалистичны требования ОСДП? Присмотримся хотя бы к её экономической программе.
ОСДП предлагает добывать, перерабатывать и экспортировать полезные ресурсы только лишь силами казахстанских компаний. Катастрофическая мера! Ведь Казахстан резко подорвет доверие иностранных инвесторов к национальной экономике. Ни одна развивающаяся экономика в мире не может обойтись без иностранных инвестиций. Тем более, Казахстан, которому не хватает внутреннего капитала для реализации масштабных модернизационных проектов, не говоря уже о трансферте передовых производственных технологий, которые проносят с собой иностранные инвесторы. ОСДП, вслед за коммунистами, как будто не понимает, что
этой мерой партия погрузит казахстанскую экономику в состояние острого кислородного голодания
В мире идет процесс интенсивной урбанизации, 4% аграрного населения обеспечивают свои страны продовольствием. Эти 4% владеют землями и потому с чистым сердцем инвестируют в нее — вкладываются в технологии, семена и удобрения, повышают эффективность своей работы.
Фермеры работают хорошо, потому что работают на себя
Банки кредитуют их, потому что в залог идет принадлежащая фермерам земля. Предлагаемый ОСДП коммунизм обрушит инвестиционную привлекательность аграрного сектора Казахстана.
Очевидно, что это неисполнимое обещание ОСДП. Троекратное увеличение расходов на зарплату самой большой социальной группе, включающей врачей и учителей, чиновников и гражданских служащих — то есть сотни тысяч человек – непосильно для бюджета. ОСДП обманывает, играет в популизм. Но
допустим, деньги откуда-нибудь взялись. Резкое разовое утроение зарплат миллионам людей в рыночной экономике мгновенно подстегнет инфляцию
на десятки процентов, потребительский рынок разбалансируется, экономика впадёт в водоворот чрезвычайно болезненного кризиса. Пострадают пенсионеры, аграрии, малый и средний бизнес.
Популистическая утопия, апеллирующая к молодежи. Подобная мера уничтожит частные ВУЗы и лишит систему образования денег.
Государство самостоятельно не вытянет расходы на высококачественное образование при обязательном безконкурентном наборе студентов
Платное образование – метод мотивации повышения успеваемости для школьников в борьбе за гранты и способ капитализации сферы образования. Коммунизм в этом деле, конечно же, провалится.
Таковы основные положения экономической программы ОСДП — партии, претендующей на первенство в противостоянии действующей власти. В мире намечается правый поворот, о чем свидетельствует Brexit и избрание Трампа: общество поворачивается лицом к эффективным рыночным методам экономики, снижая влияние левых сил, призывающих потреблять-потреблять-потреблять, тратить госказну, и если не хочется – не работать. Избиратели давно не верят левацким программам. 100 лет назад ленинцы призывали «отнять и поделить». 80 лет назад сталинисты обещали «покарать капиталистических врагов народа». И к чему привел весь этот популизм, все прекрасно помнят.
Но ладно программа. Оппозиция, обвиняющая власть во всех грехах, сама находится в состоянии идеологического и организационного кризиса. ОСДП раздирает внутренний конфликт между номинальным лидером Жармаханом Туякбаем и фрондой во главе с Серикбаем Алибаевым.
Суть конфликта, если абстрагироваться от банальной борьбы за власть и право рулить ОСДП, в следующем. Серикбай Алибаев тянет партию на крайне левые позиции, предлагает жестко реагировать на все инициативы правительства, настаивая на том, что для этого у ОСДП есть все необходимые «закалённые и квалифицированные кадры». Кто эти кадры, способные качественно анализировать, конструктивно критиковать и предлагать разумные альтернативы, непонятно. Алибев обвиняет Туякбая в нерешительности, попустительстве властям, пренебрежении интересами народа. То есть закоренелый оппозиционер Алибаев признаёт, что глава крупной непарламентской оппозиционной партии – фейк, лишь изображающий борьбу за власть. Это говорит не чиновник, не государственный телеканал, не член правящей партии, а бывший ближайший соратник Туякбая. Какой диагноз ОСДП ещё нужен?
В ответ Туякбай, дабы ослабить позиции соперника, вместе с примкнувшей к ОСДП и уже назначенной на самые высокие посты Зауреш Батталовой, меняет Устав, концентрирует власть в своих руках и начинает партийное расследование против Алибаева, обвиняя его в нарушении партийной дисциплины, потере связи с членами, провокации раскола ОСДП, её дискредитации, грубости и неуважении к соратникам.
Из ОСДП спешно исключаются сторонники Алибаева – Тогусов, Омар и Турсумбаев. Алибаев пишет Туякбаю ставшее достоянием общественности письмо, переходя в нём временами на дворовой лексикон: «Действуешь втихаря, загребая жар чужими руками», «От тебя ожидаю много подлостей», «твои нукеры примут меры», «ты предаешь тех, кто тебе доверял» и так далее. Вот оно какое, оппозиционное идеологическое единство.
Еще дальше пошел А.Тогусов, повесивший в Facebook письмо, где сравнил действия руководства ОСДП со сталинской политикой репрессий 1937 года. Наверное, именно здесь начинается клиника: на одну доску поставлены внутрипартийная борьба двух политиканов и гибель под катком сталинизма сотен тысяч невинных советских людей.
Тогусов пространно разоблачает Туякбая, обвиняя его в формировании некого «кокуса» — внутрипартийного истеблишмента, оторвавшегося от интересов рядовых членов партии. ОСДП-шная фронда требует, чтобы Туякбай «избавился от прокурорских замашек», бесконечно напоминает Батталовой её прошлое в казахстанском Сенате и утверждает, что правящий тандем активно сливает оппозицию властям.
Вот такое оно, лицо казахстанской непарламентской оппозиции. Безусловно, Жармахан Туякбай и Серикбай Алибаев в течение своей жизни прошли интересный и временами плодотворный путь. Но они провалили построение эффективной конструктивной оппозиции, находящейся вне стен властных коридоров и держащих в тонусе все политическое поле. Личные амбиции, стремление продавить свою позицию, нежелание идти на компромисс, выставление своего «Я» превыше интересов страны – вот набор проблем, который приведет к окончательному краху ОСДП, а значит ослаблению надежд на здоровую оппозиционную идею.