Жуан Магальянш переехал из Португалии в Караганду ради семьи. Несмотря на его любовь к Казахстану, он недоволен системой предоставления госуслуг населению.
— Расскажите о себе: откуда вы приехали, чем занимались до переезда?
— Я родился в самом сердце Португалии, мой город называют колыбелью нашей страны – это Гимарайнш. У нас очень приветливое и патриотичное население, именно здесь Португалия начинает свою историю. До переезда в Казахстан у меня был свой бизнес, также трудился в одной из технических компаний, затем в бюро по недвижимости.
— Почему вы решили переехать сюда?
— Это было непростым решением для меня и моей супруги. Главная причина — моя дочь. Она родилась здесь, и мы с женой хотели, чтобы в будущем дочь спокойно могла приехать в Казахстан, когда пожелает. В противном случае могут быть проблемы с документами. В Португалии она числится как приехавшая на ПМЖ, так как я, её отец, гражданин своей страны. В Казахстане нет такого правила и двойного гражданства, поэтому мы решили не рисковать.
— Чем же сейчас вы занимаетесь здесь?
— В Казахстане я веду свой небольшой бизнес и помогаю тестю в его деле. Здесь моя жизнь довольно монотонная. Мы живем в Караганде, где не так много мероприятий и культурных программ на английском языке, поэтому большую часть времени я посвящаю семье и бизнесу.
— Должен ли человек подготовиться к переезду, или это импульсивное решение? Как было в вашем случае?
— Наше решение было принято довольно быстро, но непросто. Советую иностранцам тщательно готовиться к переезду в Казахстан. Я стараюсь следить за всеми документами, которые необходимо иметь здесь по закону.
— У вас были проблемы по оформлению документов в Казахстане?
— Как я сказал, все мои документы были в порядке, но несмотря на это у меня возникли проблемы с миграционной полицией. После долгой волокиты в конечном итоге мои документы были приняты без дополнительной платы. Я должен отметить, что обычно в госструктурах не сомневаются ни в одном португальском документе с апостилем HAGE. К слову, все португальские документы сертифицированы генеральным прокурором нашей страны и прослеживаются в Интернете.
— Было ли что-то, о чем вас предупреждали местные, но на самом деле это оказалось не так?
— Некоторые люди говорят мне, что с дорожной полицией можно все «разрулить» за отдельную плату. Может повезло, но когда меня останавливали представители дорожной полиции, они были очень доброжелательны — никогда не просили с меня денег, а просто пытались разъяснить, что именно я нарушил.
— На ваш взгляд, самые большие различия между Казахстаном и Португалией?
— Госуслуги. Такое ощущение, что здесь преднамеренно ничего не работает на благо человека. Допустим, когда я был в больнице, видел, что у них в наличии есть современная техника и хорошее медицинское оборудование, но сама система обслуживания, как в прошлом веке. Медленно и неэффективно.
Такое чувство, что оформление документа специально затягивают, чтобы обеспечить рабочими местами как можно больше людей
Нужно обойти 4 или 5 специалистов, чтобы получить нужный документ.
На мой взгляд, решением этой проблемы может стать принятие на работу способных сотрудников, умеющих оперативно обращаться с компьютером, создание общей электронной базы, массовое переведение оформления документов в онлайн режим. К примеру, я слышал, что для беременных уже запустили мобильное приложение. Это круто!
Другое отличие – это общественный транспорт. Здесь много дизельных автобусов с высоким уровнем загрязняющих веществ, которые запрещены в моей стране. Я просто был поражен, что в Казахстане ими до сих пор пользуются. Мне кажется, что пора уже инвестировать в общественные электромобили. Это значительно улучшило бы жизнь людей. Кроме того, меня удивляют пробки в молодой столице, где вроде бы все строится с нуля и можно прокладывать широкополосные дороги. К примеру, здесь
можно было бы внедрить не обычные перекрестки, а кольцевые дороги, как в Нидерландах, что значительно разгружает движение
— Среднестатистический казахстанец считает, что ежедневный тяжёлый труд и стабильность важнее знаний. Это пережитки социалистического мышления. Конечно же, родители прививали это и своим детям. Хотя сегодня в мире уже создаются автоматизированные роботы, которыми нужно учиться управлять. Но радует, что в настоящее время страна понемногу трансформируется, новое поколение идет по другому пути и учится аналитически мыслить.
— Бывало ли, что вы чувствовали себя здесь чужим?
— Нет. Я понимаю, что иногда для некоторых людей могу показаться странным (например, часто ношу рюкзаки, в Караганде такое увидишь редко). При этом если люди видят, что я нуждаюсь в помощи, стараются мне помочь. Казахстанцы просто замечательные. Я никогда не встречал таких доброжелательных людей в других странах. Однажды хотел поехать на автобусе в центр и искал маршрут на карте. Женщина из автобуса увидела мои мучения и вышла, чтобы показать, где находится здание, которое я искал! Было очень приятно. Я считаю, что
ваши люди и есть та светлая часть, то достоинство Казахстана, которое нужно ценить и работать на их благо, нежели поддерживать темную… коррупцию
Хотя правительство со своей стороны старается устранить коррупционные действия. В частности, мне нравится, что многие процедуры потихоньку переходят в онлайн-режим.
— Трудно найти работу/жилье здесь?
Моя супруга местная, так что мы жили уже в двух разных квартирах, которые было нетрудно подобрать. Что касается работы, я не знаю. Я никогда не пытался здесь трудоустроиться, но уверен — «кто ищет, тот всегда найдет».
Многих инвесторов отпугивает бюрократия в Казахстане – бизнесмен из Сингапура
— Что было самым тяжелым, когда вы покидали страну?
— Мой багаж. Это была моя самая большая проблема.
— Планируете ли вы вернуться на родину?
— Сейчас пока планируем оставаться здесь, в будущем нужно подумать о переезде.