Ошибки в новом учебнике русского языка слишком очевидны и катастрофичны, считает депутат мажилиса Ирина Смирнова. И предлагает вернуть деньги за них в бюджет — чтобы было на что исправить этот провал.
Возмущение по поводу новых казахстанских учебников по русскому языку для учеников 7 класса охватило весь Казнет. Родители и просто неравнодушные казахстанцы возмущены тем, что в русский язык включены не свойственные предмету задания. В частности,
недоумение вызывают задания посмотреть мультфильм «Ледниковый период» и дать оценку поведению персонажей
Здесь стоит отметить — просто так посмотреть фильм «Ледниковый период» не получится — его надо или купить на DVD, или воспользоваться нелегальными пиратскими сервисами в Интернете. Какой именно способ предлагает использовать министерство? Поддержать продавцов DVD или нарушить закон об авторских правах?
Или посмотреть выпуск передачи российского телеведущего Ивана Урганта и также дать свою оценку. Но особый негатив у казахстанцев вызвало упражнение с текстом, который пестрит непонятными словами:
Относительно последнего в республиканском научно-практическом центре «Учебник» заявляют, что это «тарабарский язык», подобный использовал еще Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес». Впоследствии этот текст перекочевал во все учебники мира как упражнение «Лингвистическая сказка». По их словам, это помогает привить детям критическое мышление и заставить их думать.
По мнению депутата мажилиса Ирины Смирновой, предлагаемые к изучению произведения, которые в общей массе находятся в новом учебнике русского языка, непродуманны и не доработаны.
— Например, задание посмотреть передачу Урганта я вообще не одобряю: сегодня эта передача есть, завтра ее уже не будет
И вообще, эта передача другого государства. Задание посмотреть мультфильм, в котором нет литературной речи, по моему мнению, также не является правильным решением автора этого учебника. Центр «Учебник» утверждает, что все эти нововведения, включающие задание посмотреть или найти что-то в Интернете, приближает ученика к современной жизни и дает ему возможность ознакомиться с разными типами речи. Но
я считаю, что с этими типами речи можно познакомиться и на уроке литературы и при самостоятельном чтении
Хотелось бы, чтобы проходя русский, казахский и английский языки в школе, ребенок мог все-таки слышать литературную речь, которую услышать сегодня становится все сложнее, — выражает мнение Смирнова.
Как отмечает депутат, задание в учебнике из разряда «что бы я сделал, если бы был всемогущим», по мнению представителей министерства образования, позволят детям научиться анализировать и применять свои знания на практике.
— Предполагается, что дети до 7 класса уже изучили русский язык и теперь должны применять на практике все свои знания. Раньше в учебниках тоже были схожие задания, где нужно было высказать свое мнение и написать свое отношение. Они были отмечены звездочкой. Но делать полностью учебник из таких заданий неправильно, — говорит депутат.
Ирину Смирнову также возмутила в учебнике тема бездомных людей: в частности выбранная формулировка «бомжи».
— Да, эти люди есть, но сама аббревиатура БОМЖ уже является стигмой и штампом. И
привносить это слово в лексикон ребенка вместо более толерантного наименования «бездомный» некрасиво и неуважительно
Все-таки уроки должны нести гуманизм, учить прекрасному и великому. Не прекрасному мы научимся в другом месте, — заявляет Смирнова.
Таджикистан внедряет российское образование
Депутат мажилиса считает, что многие упражнения из нового учебника русского языка больше подходят предмету «литература», на уроках которой и стоит все это рассматривать.
— А еще
в новом учебнике русского языка перепутали два таких подхода, как обучение иностранцев русскому языку и обучение тех, для кого этот язык является родным
В учебнике много текстов, похожих на «топики» в английском языке. Но там, в английских учебниках, брались темы, которые несли что-то хорошее. А когда темы берутся такие неоднозначные, я это не одобряю. Вышел не учебник, а непонятно что, — убеждена она.
Ирина Смирнова считает, что хоть министерство образования и пытается доказать общественности, что новый учебник хороший, но на самом деле это не так.
— Нужно признать, что ошибка все-таки допущена. И теперь ее надо исправлять, а эта ошибка с учебниками стоит очень дорого для страны. Потому что Казахстан, закупая эти учебники для учеников, выдает их бесплатно, а они очень дорогие. Но на это ведь выделяются бюджетные государственные деньги, с помощью которых можно было бы решить другие значимые для страны проблемы. И кто сейчас будет отвечать за то, что эти деньги растрачены на неподходящий учебник?
Кто будет возвращать эти деньги в бюджет и исправлять эти учебники?
— недоумевает депутат мажилиса.
Помимо жалоб на новые учебники русского языка, казахстанцы пожаловались и на то, что в некоторых школах сегодня родителей вынуждают выкладывать кругленькую сумму за рабочие тетради, являющиеся дополнением к учебникам. На этот счет Ирина Смирнова предупреждает, что в государственных школах все должно выдаваться бесплатно, включая и такие тетради с заданиями.
— Но если школа не сделала вовремя заявку или издательство не успело просто-напросто издать эти учебники и тетради, нужно разобраться, по чьей вине это произошло: почему учебники или тетради вовремя не дошли для использования по назначению. Но в целом, если мы стремимся к оптимизации во всех отраслях, то это должно касаться и сферы образования. Всю жизнь мы пользовались тетрадями, состоящими из 12 листов, которые стоят на сегодняшний день 9 тенге. Можно продолжать ими пользоваться и дальше, а не создавать ситуацию с «обязаловкой» купить какую-то якобы очень необходимую тетрадь.
Наш президент в своей речи о модернизации сказал о прагматичности, о том, что нужно прагматично относиться ко всем явлениям нашей жизни. Но по-моему, министерство образования об этом забывает,
— подмечает она.
Смирнова
рекомендует родителям, с которых в школах требуют покупать для детей учебники и специальные обучающие рабочие тетради, не делать этого,
так как государство выделило на это деньги. Нужно требовать официальный документ о том, что школа не получила этот обучающий материал. И с этим документом уже дальше обращаться в министерство образования или прокуратуру.
— Недавно был случай, когда все кинулись покупать какие-то дневники для пятидневки. Хотя какая разница, какой дневник? Можно просто не заполнять «субботу»! На школы в данном случае оказывается давление сверху. Становясь жертвами системы, они в свою очередь начинают что-то требовать с учеников и их родителей, — отмечает она.
Что касается внедрения пятидневной учебной недели, по мнению Ирины Смирновой, это нововведение претворяется в жизнь, как и новые учебники — с бухты-барахты.
— Все ждут пятидневку и хотят. Но к ней также нужно было подготовиться. Оптимизировать какие-то предметы, интегрировать какие-то курсы, уменьшить количество предметов. А теперь министерство заявляет, чтобы все это решала сама школа. То есть она должна решить этот вопрос самостоятельно, находясь при этом «между молотом и наковальней». И раз министерство образования постоянно вдруг меняет свои решения или в день по два раза принимает решения совершенно противоположные, то как на местах вообще работать?
А людям непонятно чего ждать.
Все эти нововведения в школах затрагивают судьбы наших детей,
пришедших учиться. В отсутствии у министерства образования стратегии и запредельно жесткие требования к школе, порой школа принимает не совсем верные решения. Но все нововведения, которые принимаются, должны иметь обоснование, иначе образование в стране будет только ухудшаться, — заключает Ирина Смирнова.
Благие намерения министра поняли не все — «Kundelik» под огнем критики