22 сентября в Астане состоялся первый Форум социальных работников Казахстана, посвященный основным направлениям дальнейшей модернизации социальной сферы.
Специальными гостями форума стали Постоянный координатор ООН в Казахстане г-н Шимомура Норимаса и Генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения г-н Ханс-Хорст Конколевски. От казахстанской стороны в мероприятии приняли участие Государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова и вице-премьер-министр Ерболат Досаев, сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения РК.
Участниками Форума стали более 600 социальных работников, прибывших со всего Казахстана, международные эксперты, руководители представительств международных организаций в Казахстане, депутаты парламента и представители центральных государственных органов. Содействие в организации форума оказали Программа развития ООН, ЮНИСЕФ, Международная организация по миграции, ОБСЕ, ООН-женщины.
В первой половине дня проходили обсуждения различных аспектов Концепции третьего этапа модернизации системы социального обслуживания в восьми панельных секциях. Каждая группа рассматривала определенный компонент Концепции: от совершенствования методики работы с жертвами бытового насилия до повышения квалификации соцработников.
Третий этап модернизации системы социального обслуживания нацелен на усиление адресности, обеспечения доступности и качества предоставляемых государственных услуг в сфере социального обслуживания. Реализация этих задач планируется на базе солидарного участия в системе социального обслуживания государства, частного и гражданского сектора, семьи и получателей услуг.
«Для усиления адресности предоставляемых услуг планируется перейти от заявительного к выявительному подходу оказания услуг, —
отметила министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова. —
В этой связи предусматривается определение на местах контингента нуждающихся в услугах граждан. Эта функция будет передана на аутсорсинг организациям частного или гражданского сектора. По результатам будет сформирован Социальный регистр граждан или социальный паспорт получателя услуг. Он будет содержать информацию о потребностях и получаемых услугах граждан.
Кроме этого, мы планируем пересмотреть критерии социального обслуживания.
Это означает, что лица, включенные в Социальный регистр, будут распределены на различные категории получателей услуг: на индивидуально-личностном и семейном уровнях и в специальных группах, сформированных с учетом возраста, степени ограничения жизнедеятельности, видов трудной жизненной ситуации и индивидуальных потребностей. Далее будет осуществляться выбор вида услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности и социальной интеграции целевых категорий граждан.
На основе этих данных регистра, местные исполнительные органы будут определять потребность в специальных социальных услугах, необходимые объемы их финансирования и обеспечат адресное социальное обслуживание».
Министр Дуйсенова отметила необходимость обеспечения доступности услуг сельским жителям. В этой связи предлагается внедрить вариантные формы и виды социального обслуживания, предусматривающие возможность свободного выбора профессии и дальнейшего обучения, а также самостоятельно определять форму занятости (дистанционная занятость или специализированное рабочее место) и т. д.
В Минтруда и соцзащиты считают необходимым расширить возможности получения услуг на дому с привлечением незанятых членов семьи. В этой связи для членов семьи будут организованы бесплатные курсы обучения для работы с целевыми категориями граждан. Лица, получающие услуги на дому, в обязательном порядке будут прикреплены к медико-социальным организациям по месту их проживания. Они будут оказывать специализированные услуги, направленные на поддержание их жизнедеятельности и/или социальной интеграции.
Учитывая интересы детей-инвалидов, предлагается повсеместно внедрить практику фостерного (или патронатного) ухода за детьми-инвалидами, находящимся в домах-интернатах. Это позволит развить институт приемной, гостевой семьи с одной стороны, а с другой стороны, даст возможность адаптировать детей к условиям жизни в современном обществе и сформировать навыки самообслуживания.
Помимо этого, важным станет создание многопрофильных малых домов социального обслуживания преимущественно в сельских населенных пунктах с использованием механизма ГЧП. Это направление получило особое одобрение со стороны неправительственного сектора.
Для получателей услуг, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, будут созданы службы «мобильных услуг»
Они решат вопросы профилактики обстоятельств и поставки компенсаторных-технических, специальных гигиенических средств целевым категориям граждан. Основными исполнителями станут «кураторы случая» — мобильные социальные работники, волонтеры и работники почтовой службы.
Особая роль в Концепции отведена вопросам стандартизации. Действующие стандарты будут усовершенствованы с учетом роста уровня жизни, внедрения новых технологий и практики предоставления специальных социальных услуг;
Кроме этого, будут унифицированы тарифы для услуг общего характера в соответствии с внедряемыми по ним едиными стандартами, пересмотрены тарифы специальных социальных услуг с учетом проводимой декомпозиции, внедрены комбинированные тарифы для организаций, предоставляющих пакетные услуги.
При реализации всех обозначенных задач государство сохранит за собой регулирующую и контролирующую роль, обеспечивая тем самым защиту прав потребителей социальных услуг.
Реализация всех этих задач требует переподготовки социальных работников.
Получит развитие система непрерывного профессионального образования работников системы социального обслуживания, пересмотрены образовательные стандарты организаций, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров.
Для оценки квалификации выпускников организаций образования будет внедрена независимая система оценки квалификации. По её результатам специалистам будут выдаваться сертификаты, дающие право на работу в организациях социального обслуживания в качестве социальных работников.
Будет создана Единая база социальных работников. В ней будет содержаться информация о квалификации социальных работников, видах оказываемых ими услуг, уровне их предоставления и результатах работы.
Единая база будет служить для предоставления потребителям услуг права выбора социальных работников, что должно повлиять на уровень их заработной платы и развитие конкуренции среди социальных работников.