Известный юрист Абзал Куспан на страницах информационного портала Abai.kz высказал опасения: не переросла ли борьба с коррупцией и мздоимством в стране в кампанейщину?
«Сегодня в стране идет активная борьба против коррупции. Ежедневно задерживают, арестовывают, судят не одного, а несколько чиновников за взяточничество, хищение, нерациональное использование средств, злоупотребление должностным положением.
Обычно мы обращаем особое внимание на дела, где обвиняемыми в получении взяток проходят такие высокопоставленные чиновники, как министры, акимы областей, общественные деятели (Серик Ахметов, Тунгышбай Жамакулов и др.),
а делам простых государственных служащих не придаем особого значения. А сколько таких госслужащих были осуждены незаконно или за компанию со своими бывшими боссами?!
Как адвокат, я в ходе выполнения своих обязанностей почти ежедневно сталкиваюсь с подобными делами. Не говоря об обществе,
сегодня судьи, рассматривающие уголовные дела, перестали ломать голову над коррупционными делами
Поступило к ним такое дело, судьба обвиняемого предрешена заранее — доказана его вина или нет, он будет однозначно осужден. А затем гордо рапортуют, что осудили столько человек за коррупцию. А люди, читающие об этом действительно верят, что в стране идет активная борьба с коррупцией…
С сегодняшнего дня я решил делиться с обществом информацией о делах, свидетелем которых стал.
Моя цель — сформировать в казахскоязычной среде общественное мнение на эту тему, зачастую она остается вне поле нашего внимания.
Ведь большинство осужденных — наши сограждане, простые казахи
В русскоязычной среде совсем иное положение дел: и журналисты, и блогеры любое дело обсуждают детально и похлеще юристов. Все форумы на юридические темы проходят в русскоязычной среде. А в нашей среде обычно ситуация комментируется следующим образом:
«Раз задержали, значит что-то натворил — дыма без огня не бывает»,
и на этом тема закрывается.
А сколько наших знакомых, родственников, друзей, с которыми мы общаемся, находятся на государственной службе? Что будете делать, если не дай Бог завтра с ними случится что-то подобное?
Сейчас я защищаю интересы Ермека Шарипова — сотрудника министерства обороны. Приговором военного суда он осужден на 10 лет лишения свободы. Никого не убил и на госслужбе сильно не разбогател, совершая коррупционные преступления, только вчера более чем за десятилетнюю службу получил малогабаритную квартиру в общежитии и помимо этого владеет стареньким автомобилем Toyota девяносто какого-то года выпуска — вот и все его богатство.
Согласно приговору суда, он осужден за получение взятки, однако и человек, получивший взятку, взяткодатель, не свидетельствовали против Шарипова. Он был задержан ночью, когда спокойно спал дома и с тех пор находится в следственном изоляторе.
Следственные органы на протяжении шести месяцев наблюдали за ним, прослушивали его телефоны — проводили специальные оперативно-розыскные мероприятия.
Однако это не дало желаемого результата. Никто из 72 допрошенных свидетелей не обмолвились ни словом против Шарипова
Несмотря на это, Шарипов осужден на 10 лет лишения свободы.
Читая приговор суда, невозможно понять, взятку на какую сумму и от кого он получил или намеревался получить
В части, касающейся Шарипова, нет ни одного слово о размере взятки, которую он получил или намеревался получить!
В принципе, речь не только о деле Шарипова. Я хочу на примере одного дела затронуть разговор о тех госслужащих, которые уже были невинно осуждены или могут быть осуждены (!). В действительности,
сегодня борьба с коррупцией в стране начинает перерастать в кампанейщину»,
— заключает Абзал Куспан.
Необходимое послесловие: В свою очередь, редакция Abai.kz, опубликовав на своих страницах дополнение к апелляционной жалобе Ермека Шарипова в апелляционную коллегию Военного суда по уголовным делам РК, сообщает, что на суде первой инстанции грубо нарушены конституционные права осужденного. Так, несмотря на то, что Ермек Шарипов языком судопроизводства выбрал свой родной казахский язык, судья Каиров не обеспечил для подсудимого перевод всех процессуальных документов судебного процесса.
В результате такого вопиющего нарушения прав подсудимого, из материалов уголовного дела, превышающего 77 томов, на руках у Ермека Шарипова,
кроме обвинительного акта и приговора суда нет ни одного одного процессуального документа на казахском языке!
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info