Количество казахстанцев, которых устраивает положение дел в отечественном образовании, снижается. Доля тех, кого устраивает стоимость, доступность и качество услуг, в подавляющем большинстве случаев не превышает 50%, а в случае с высшим образованием доходит и до 25%.
Комитет по статистике ежегодно представляет отчет о качестве жизни казахстанцев. В нем отражены мнения жителей республики по различным вопросам, начиная от оценки уровня внешнего шума в квартирах и заканчивая мнением о перспективах собственного благосостояния. Среди вопросов есть и те, что напрямую касаются образования: респонденты оценили качество, доступность и стоимость. Сам опрос был проведен в марте 2017 года, но результаты были опубликованы в конце августа.
Стоит отметить, что подобный опрос является ежегодным, однако проследить динамику не всегда представляется возможным. Во-первых, это связано с тем, что методология меняется: появляются новые вопросы, меняются и варианты ответов. Во-вторых, на сайте Комитета по статистике на момент подготовки материала отсутствуют данные за 2016 год, хотя по всем остальным они есть. Как бы то ни было, определенные выводы можно сделать и без недостающих данных.
По данным опроса Комитета по статистике, больше половины казахстанцев не удовлетворены полностью качеством образования. Категорично недовольных немного – не более 3,5% по каждой из категорий, однако число сомневающихся в том, что уровень знаний находится на высоком уровне, примерно равно числу тех, кто в этом уверен.
Особенно это заметно в городской местности – число удовлетворенных качеством образования тут намного меньше, чем в сельской местности (40% против 63,6% по дошкольному образованию, 42,2% против 64,8% по среднему, 36,4% против 54,4% по среднепрофессиональному (специальному). Это в первую очередь объясняется разными требованиями к образованию: например, сельский уровень преподавания информатики может быть совершенно неприемлем в городах. Это в свою очередь обнажает другие проблемы: разницу в материально-техническом оснащении учебных заведений, различный уровень профессиональной квалификации преподавательского состава и т. д. С этим руководство страны борется уже далеко не первый год, но проблемы безусловно остаются.
Еще один показательный момент:
чем старше человек, тем меньше он доволен нынешней системой образования
Например, качеством среднего образования удовлетворены 60,8% учеников (респонденты 15-17 лет), 55,6% их родителей (39-48 лет) и 41,8% дедов и бабушек (респонденты пенсионного возраста).
Более старшие поколения невольно сравнивают нынешнюю системы с существовавшей в советские времена, подчас идеализируя ее,
а младшим поколениям как правило сравнивать не с чем, поэтому и особых альтернатив они могут не видеть.
К слову, в 2013 году качественным среднее образование в Казахстане признавали 60,3% респондентов, в 2014 – 63,5% (тогда использовалась иная методология). С 2015 года число полностью удовлетворенных дошкольным образованием снизилось на 0,8%, средним – на 3%, среднеспециальным – на 3,6%.
Ситуация с доступностью образования в целом аналогичная: удовлетворенность респондентов, проживающих в сельской местности, растет, тогда как в городах этот показатель падает. И это немного странно: большинство объектов образования строится как раз в городах. Видимо, тут на первое место вновь выходят повышенные стандарты: устраивать ребенка в детский сад, находящийся в двух кварталах от дома и в стороне, противоположной от работы, в городах согласится не каждый.
В целом, удовлетворенность доступностью дошкольного образования выразили 46,3% респондентов, полное неудовлетворение – 6,8%. В 2015 году эти показатели составляли 48% и 8% соответственно. По среднему образованию число довольных снизилось с 62,4% до 59,6%, недовольных – упало с 2,2% до 2%. Такая же тенденция и в сфере среднего профессионального образования: снижается и число довольных (с 47,1% до 43,3%), и количество недовольных (с 3,7% до 3,4%). Таким образом, казахстанцы в вопросе доступности образования все чаще занимают центристскую позицию: вроде бы и так неплохо, но и улучшить бы не помешало.
Согласно Конституции РК, каждый житель Казахстана имеет право на бесплатное образование. Однако на практике такой путь выбирают не все: частные школы, гимназии, лицеи, детские сады и т. д. сейчас очень распространены. Да и в государственных учреждениях без трат не обойтись: деньги уходят на учебники, рабочие тетради, шторы в кабинеты и т. д. Кроме того, образование часто включает в себя дополнительные курсы, которые также стоят денег.
По данным Комитета по статистике, стоимостью дошкольного образования удовлетворены 40,3% казахстанцев (в 20015 – 42,1%), среднего – 49,5% (было 52,3%), среднего профессионального – 30,7% (37,9%).
Большая разница в ответах вновь приходится на представителей разных поколений (память о советском бесплатном образовании), а также, что логично, социальных групп. Казахстанцы, удовлетворенные собственным финансовым состоянием, как правило не жалуются на стоимость обучения. Соответственно, наибольшее количество жалоб на дорогое образование поступает от тех, кто категорически недоволен собственным финансовым положением.
Меньше всего казахстанцы довольны высшим образованием
По всем параметрам оно заметно уступает не только начальному и среднему, но и специальному образованию. Так, удовлетворение доступностью услугами высшего и послевузовского образования выразили лишь 36,4% опрошенных, тогда как полностью недовольными оказался 7,1% респондентов.
Стоимостью высшего образования довольны чуть более четверти казахстанцев – 25,3%. Тех, кто категорически считает цены завышенными – 13,4%. Здесь также ответы во многом зависели от достатка: чем он выше, тем меньше претензий с к стоимости обучения.
Степень удовлетворения качеством высшего образования, получаемого в Казахстане, также невысока – им довольны 41,1% опрошенных. Категорично недовольных также немного – 4,4%. Однако это больше, чем по всем другим степеням.
Таким образом, именно высшее и послевузовское образование в республике является, по мнению самих казахстанцев, самым проблемным.