Когда люди чувствуют себя ущемленными, они начинают искать виноватых. И если таковых не найдут — их могут назначить.
Бытовой национализм присутствует в любой стране среди любых этнических групп. Но если общество само по себе здорово, если экономические и социальные условия, а также уровень грамотности высоки, то это обычно не видно. Проблема есть, но в зачаточном состоянии. Политолог Айдос Сарым сравнивает благополучие общества с человеческим здоровьем. Если оно в порядке, то о нем особо и не говорят. Паниковать начинают, когда появляются симптомы каких-нибудь болезней. И если лечить правильно, все закончится благополучно. Но если запустить — неминуем кризис. Когда же речь идет об обществе — то социальный взрыв. И
если бытовой национализм начал проявляться чаще и ярче, это как раз тревожный симптом
https://365info.kz/2017/08/padenie-urovnya-zhizni-podogrevaet-natsionalizm-sultangaliev/
Сарым подчеркивает, что благополучие измеряется не только экономически. Есть еще социальные факторы, например, человек будет себя прекрасно чувствовать, если у него есть «ощущение, что он полноценный гражданин и что от его мнения что-то зависит». И вот когда какие-нибудь факторы имеют «отрицательное значение», начинаются конфликты. И чем больше, тем хуже.
Конфликт может случиться и на социальной почве.
Или вообще начаться как простая пьяная драка. Но при наличии определенных условий в обществе перерасти в межэтнический
Этническая принадлежность, утверждает политолог, самая имманентная (присущая природе самого человека — прим.).
https://365info.kz/2016/11/etnicheskie-konflikty-v-kazahstane-proishodyat-segodnya-v-yuzhnyh-aulah/
— Человек состоит из огромного количества идентичностей. Одна меньше, другая больше. Если все лишнее убрать, остается то базовое, которое является общим для всех. Обычно люди за это и держатся, если лишаются всех остальных опор. Этническая — наиболее сильная из всех, — говорит Сарым.
Среди этих самых «определенных условий», грозящих бедой, Сарым называет
в первую очередь бедность и ощущение социальной несправедливости
— У тебя нет работы и ты не можешь никуда устроиться. А в это время на огромном объекте неподалеку работают иностранцы. Отсюда возникает ощущение ущемленности, — говорит он.
Сарым полагает, что теоретически любого человека можно поставить на грань отчаяния, после которых он начнет искать виноватых. При этом искать их он может вообще где угодно — от велосипедистов до филателистов.
Не стоит забывать, что накаленная ситуация может оказаться на руку каким-то силам извне. Сарым не считает, что кто-то будет специально расшатывать устойчивое и здоровое общество. Но если оно уже раздроблено и слабо, всегда найдутся желающие поискать в этом свою выгоду.
https://365info.kz/2015/12/kak-kazahstantsev-verbuyut-v-igil-eksperty/
Тем не менее изначально все проблемы проистекают из собственной внутренней слабости. Которая в свою очередь получается из суммы социальных, экономических, культурных и политических проблем.
— Это не чьи-то злобные желания, а наша слабость, неумение разговаривать на правильные темы, неумение слушать друг друга, — подчеркивает политолог.
— Современное состояние нашего общества таково, что две мысли одновременно в наши головы не входят
Либо на одно бросаемся, либо на другое — и быстро забываем то, что говорили вчера. Это огромная проблема, и ничего хорошего она не предвещает.
Айдос Сарым считает, что для решения проблем о них нужно сначала научиться не замалчивать, а говорить во всеуслышание, отменять табу и барьеры на телевидении, не прятать, не стыдиться, а честно и долго говорить пусть и неприятные, но нужные для понимания вещи. Это будет первый этап воспитания общества. На втором этапе уже научиться искать выход. Сообща, не вступая в драки.
— Этим повышается уровень знания, воспитывается культура. Во вторых, нужно учиться критичности, и еще со школьной скамьи. Нельзя верить всему, что говорят, нужно все перепроверять. Если так сможем сделать, наверное, в будущем у нас появится нормальное гражданское общество. Будем сами решать свои проблемы, а не озираться на дядю, — утверждает политолог.
https://365info.kz/2017/09/kazahstantsy-vse-menee-dovolny-kachestvom-obrazovaniya-ofitsialnye-dannye/
Ранее Сарым заявил, что социальные противоречия в стране начали его беспокоить гораздо сильнее каких-либо других. В своем аккаунте Facebook он писал буквально следующее:
— Социальный дарвинизм, исповедуемый частью элитариев, в конечном счете ущербен
и может привести к таким последствиям, что и до джетов своих добежать никто не успеет. Должна меняться не просто политика, но и философия элиты. Я уже как-то говорил:
меня уже не беспокоит этнодинамика. Меня беспокоит социодинамика
В обществе всего столько происходит, такие драконьи зубы посеяны, такие монстры зреют. Как бы все не перешло в «мир юртам, война дворцам».
Социолог Есет Есенгараев согласен, что бытовой национализм так или иначе присутствует во всех обществах. Люди вообще предрасположены к стереотипам и предрассудкам, но
хорошо образованные в гораздо меньшей степени, а малообразованные — наоборот
https://365info.kz/2017/08/kazahstantsy-dovolny-soboj-ploho-obrazovany-hotyat-zhit-s-nefti-sotsiolog/
Кстати, бывают не только негативные стереотипы, но и вполне «добрые шутки», которые тем не менее абсолютно необъективны.
— У малообразованных людей нет способности подвергать сомнению, в том числе и предрассудки. Они слишком верят всему, что говорят. А вот образованный человек может поставить услышанное под сомнение.
Хотя и среди образованных тоже попадаются расисты,
— говорит он.
При этом социолог согласен, что проблему бытового национализма следует изучать шире, принимая во внимание целый ряд других факторов, чтобы понять, что в итоге может получиться.
— Насморк и грипп тоже массово встречаются, но могут проходить легко, а могут и с осложнениями, — приводит он пример. В тяжелую форму заболевание выливается, если накладывается на другие. То же самое происходит и в обществе.
Среди факторов в основном Есенгараев выделяет социальные и экономические. В какой-то мере свою роль могут сыграть политические.
https://365info.kz/2017/08/azimbaya-gali-pora-sudit-za-razzhiganie-rozni-zlotnikov/
Может сработать кумулятивный эффект, когда проблемы постепенно накапливаются, а некое событие провоцирует выплеск агрессии.
Детонатор при этом может быть какой угодно, например, «неверная интерпретация культурных символов»
В итоге, говорит социолог, каждый фактор вообще нужно рассматривать отдельно, а потом все вместе — и только затем делать общий вывод.
— Этническая идентификация в обществе вообще превышает государственную, и не только в Казахстане
Здесь больше различных объяснительных схем, она более эмоционально насыщена. Поэтому на вопрос «кто я» казахстанцы в первую очередь вспоминают собственную этническую принадлежность, — говорит Есенгараев.
https://365info.kz/2017/07/kuda-idet-kazahstanskaya-natsiya-ili-kem-sebya-schitayut-kazahstantsy/
Одну из причин этого социолог видит в том, что у нас еще не развито так называемое «социальное знание», нет знаний, связанных с формированием нации. Необходимость таковых уже продекларирована, но внутреннего насыщения не происходит. Пока все ограничивается общими призывами.
— В этом нельзя обвинять власть или государство — таково состояние общества в целом, это исторически сложилось.
Нельзя требовать от подростка таких же результатов, на которые способен взрослый и образованный человек
Это способность, которая приходит со временем, — говорит он.
При этом Есенгараев утверждает, что надежда на то, что способность придет, теоретически есть. А вот как произойдет на практике — уже вопрос. Опять-таки слишком много факторов влияет на то, в какую идеологическую платформу выльется.
Тем не менее, социолог считает, что у нас пока получается такое сочетание позитивных тенденций, «которые не позволяют бытовому национализму перейти в массовую негативную форму».