Нур-Султан
Сейчас
-10
Завтра
-13
USD
420
0.00
EUR
510
0.00
RUB
5.72
0.00

Бытовой национализм: вялотекущая болезнь или острый криз?

5118

Конфликт может случиться и на социальной почве.

Или вообще начаться как простая пьяная драка. Но при наличии определенных условий в обществе перерасти в межэтнический

Этническая принадлежность, утверждает политолог, самая имманентная (присущая природе самого человека — прим.).

Этнические конфликты в Казахстане происходят сегодня в южных аулах

— Человек состоит из огромного количества идентичностей. Одна меньше, другая больше. Если все лишнее убрать, остается то базовое, которое является общим для всех. Обычно люди за это и держатся, если лишаются всех остальных опор. Этническая — наиболее сильная из всех, — говорит Сарым.

Среди этих самых «определенных условий», грозящих бедой, Сарым называет

в первую очередь бедность и ощущение социальной несправедливости

— У тебя нет работы и ты не можешь никуда устроиться. А в это время на огромном объекте неподалеку работают иностранцы. Отсюда возникает ощущение ущемленности, — говорит он.

Сарым полагает, что теоретически любого человека можно поставить на грань отчаяния, после которых он начнет искать виноватых. При этом искать их он может вообще где угодно — от велосипедистов до филателистов.

Первоисточник проблем в нас самих

Не стоит забывать, что накаленная ситуация может оказаться на руку каким-то силам извне. Сарым не считает, что кто-то будет специально расшатывать устойчивое и здоровое общество. Но если оно уже раздроблено и слабо, всегда найдутся желающие поискать в этом свою выгоду.

Как казахстанцев вербуют в ИГИЛ — эксперты

Тем не менее изначально все проблемы проистекают из собственной внутренней слабости. Которая в свою очередь получается из суммы социальных, экономических, культурных и политических проблем.

— Это не чьи-то злобные желания, а наша слабость, неумение разговаривать на правильные темы, неумение слушать друг друга, — подчеркивает политолог.

— Современное состояние нашего общества таково, что две мысли одновременно в наши головы не входят

Либо на одно бросаемся, либо на другое — и быстро забываем то, что говорили вчера. Это огромная проблема, и ничего хорошего она не предвещает.

Айдос Сарым считает, что для решения проблем о них нужно сначала научиться не замалчивать, а говорить во всеуслышание, отменять табу и барьеры на телевидении, не прятать, не стыдиться, а честно и долго говорить пусть и неприятные, но нужные для понимания вещи. Это будет первый этап воспитания общества. На втором этапе уже научиться искать выход. Сообща, не вступая в драки.

— Этим повышается уровень знания, воспитывается культура. Во вторых, нужно учиться критичности, и еще со школьной скамьи. Нельзя верить всему, что говорят, нужно все перепроверять. Если так сможем сделать, наверное, в будущем у нас появится нормальное гражданское общество. Будем сами решать свои проблемы, а не озираться на дядю, — утверждает политолог.

Казахстанцы все менее довольны качеством образования — официальные данные

Ранее Сарым заявил, что социальные противоречия в стране начали его беспокоить гораздо сильнее каких-либо других. В своем аккаунте Facebook он писал буквально следующее:

— Социальный дарвинизм, исповедуемый частью элитариев, в конечном счете ущербен

и может привести к таким последствиям, что и до джетов своих добежать никто не успеет. Должна меняться не просто политика, но и философия элиты. Я уже как-то говорил:

меня уже не беспокоит этнодинамика. Меня беспокоит социодинамика

В обществе всего столько происходит, такие драконьи зубы посеяны, такие монстры зреют. Как бы все не перешло в «мир юртам, война дворцам».

Детонатором может послужить все что угодно

Социолог Есет Есенгараев согласен, что бытовой национализм так или иначе присутствует во всех обществах. Люди вообще предрасположены к стереотипам и предрассудкам, но

хорошо образованные в гораздо меньшей степени, а малообразованные — наоборот

Казахстанцы довольны собой, плохо образованы, хотят жить с нефти — социолог

Кстати, бывают не только негативные стереотипы, но и вполне «добрые шутки», которые тем не менее абсолютно необъективны.

— У малообразованных людей нет способности подвергать сомнению, в том числе и предрассудки. Они слишком верят всему, что говорят. А вот образованный человек может поставить услышанное под сомнение.

Хотя и среди образованных тоже попадаются расисты,

— говорит он.

При этом социолог согласен, что проблему бытового национализма следует изучать шире, принимая во внимание целый ряд других факторов, чтобы понять, что в итоге может получиться.

— Насморк и грипп тоже массово встречаются, но могут проходить легко, а могут и с осложнениями, — приводит он пример. В тяжелую форму заболевание выливается, если накладывается на другие. То же самое происходит и в обществе.

Среди факторов в основном Есенгараев выделяет социальные и экономические. В какой-то мере свою роль могут сыграть политические.

Азимбая Гали пора судить за разжигание розни — Злотников

Может сработать кумулятивный эффект, когда проблемы постепенно накапливаются, а некое событие провоцирует выплеск агрессии.

Детонатор при этом может быть какой угодно, например, «неверная интерпретация культурных символов»

В итоге, говорит социолог, каждый фактор вообще нужно рассматривать отдельно, а потом все вместе — и только затем делать общий вывод.

Когда желание есть, а возможностей нет

— Этническая идентификация в обществе вообще превышает государственную, и не только в Казахстане

Здесь больше различных объяснительных схем, она более эмоционально насыщена. Поэтому на вопрос «кто я» казахстанцы в первую очередь вспоминают собственную этническую принадлежность, — говорит Есенгараев.

Куда идет казахстанская нация, или кем себя считают казахстанцы?

Одну из причин этого социолог видит в том, что у нас еще не развито так называемое «социальное знание», нет знаний, связанных с формированием нации. Необходимость таковых уже продекларирована, но внутреннего насыщения не происходит. Пока все ограничивается общими призывами.

— В этом нельзя обвинять власть или государство — таково состояние общества в целом, это исторически сложилось.

Нельзя требовать от подростка таких же результатов, на которые способен взрослый и образованный человек

Это способность, которая приходит со временем, — говорит он.

При этом Есенгараев утверждает, что надежда на то, что способность придет, теоретически есть. А вот как произойдет на практике — уже вопрос. Опять-таки слишком много факторов влияет на то, в какую идеологическую платформу выльется.

Тем не менее, социолог считает, что у нас пока получается такое сочетание позитивных тенденций, «которые не позволяют бытовому национализму перейти в массовую негативную форму».

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter