Автопроизводители Казахстана обратились за помощью к министру нацэкономики Тимуру Сулейменову. Они просят либо помочь им в выходе на рынок Узбекистана, либо запретить поставки узбекских машин.
От имени казахстанских производителей к Министру Нацэкономики обратился председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Даулет Бакберген. По его словам, отечественные автомобили могут экспортироваться в Узбекистан, более того, эта идея уже была поддержана на самом высоком уровне.
«15-17 сентября 2017 года в Ташкенте состоялся узбекско-казахстанский бизнес-форум, в ходе которого автопроизводители Казахстана продемонстрировали свою продукцию. Сегодня на конвейерах отечественных предприятий выпускается более 60 моделей автомобилей, и эти предприятия готовы наладить поставки широкого спектра техники на рынок Узбекистана. Идея получила поддержку президентов двух стран, принявших участие в форуме», — пишет в своем письме Даулет Бакберген.
Производители понадеялись, что Узбекистан упростит выход продукции казахстанского автопрома на свой рынок, тем более, что только в сентябре руководство этой страны снизило ставки акцизного налога на 15 видов импортируемой продукции. Однако их ожидания оказались напрасными.
«Проект постановления президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», опубликованный 19 сентября, вызывает опасения относительно перспектив доступа продукции казахстанских производителей на рынок республики в автомобильной отрасли. Текст документа предполагает сохранение запретительных ставок акцизов на автомобильную технику казахстанского происхождения в размере 2,4 долл. США/куб. см. При этом в отношении импорта автомобилей с территории России и Украины предусмотрена символическая ставка акциза в размере 2% таможенной стоимости. Иными словами, с утверждением проекта постановления в текущей редакции рынок Узбекистана останется закрыт для казахстанских автопроизводителей, а их продукция окажется дискриминирована», — уверен председатель Совета директоров «КазАвтоПрома».
Впрочем, отечественные производители раздосадованы не только тем, что им не обеспечили более комфортных условий для экспорта, но и тем, что их
конкуренты из Узбекистана имеют великолепные возможности для реализации собственных автомобилей в Казахстане
«Стоит подчеркнуть, что неравноправное положение Казахстана и Узбекистана в поставках автомобильной техники сохраняется на протяжении почти полутора десятилетий. В период с 1996 года предприятия узбекского автопрома экспортировали на рынок Казахстана более 85 тыс. автомобилей на сумму $720 млн. Продукция узбекских автопроизводителей не облагается таможенными пошлинами и акцизами при пересечении границы РК.
Поставки же казахстанской автомобильной техники на рынок Узбекистана равны нулю – доступ заблокирован жесткими таможенно-тарифными барьерами,
— пишет Даулет Бакберген.
Таким образом, Узбекистан не только обезопасил свой внутренний рынок от продукции казахстанского автопрома, но и имеет хорошее конкурентное преимущество на рынке РК: продукция узбекского автопрома из-за льготной тарифной политики стоит дешевле.
«Согласитесь, подобное положение дел нельзя охарактеризовать как отношения равноправных внешнеторговых партнеров. Пришло время перейти от отраслевой «игры в одни ворота» к диалогу, основанному на уважении взаимных интересов. И переговоры, проведенные в рамках недавнего межгосударственного форума, создали необходимые для таких перемен предпосылки».
Решать ситуацию в «КазАвтоПроме» предлагают кардинально: либо уравнять возможности сторон в ведении бизнеса на чужой территории, либо совсем закрыть возможность экспортной торговли:
«В свете изложенного прошу Вас изыскать переговорные возможности для пересмотра тарифной политики Узбекистана в отношении продукции казахстанского автопрома и оказать содействие в организации её доступа на рынок Узбекистана в соответствии с принципами свободной конкуренции. Если же переговорный процесс не приведет к ожидаемому результату, прошу Вас рассмотреть возможность введения симметричных мер рыночной защиты казахстанского автомобильного рынка в виде акциза как на готовые автомобили, так и машинокомплекты, поставляемые узбекскими предприятиями на рынок Казахстана», — обращается к министру национальной экономики от имени всех производителей Даулет Бакберген.
Конечно, полное прекращение взаимной торговли маловероятно. Во-первых, на то есть геополитическая причина: Казахстан и Узбекистан сейчас активно развивают политические и экономические связи, важным элементом которых является рост товарооборота между странами. Автомобильный бизнес является одной из составляющих: в январе-июле 2017 года в Казахстан импортировано готовых авто на сумму 10,6 млн долларов. Хотя на фоне миллиардного товарооборота эта цифра несколько теряется.
Вторая причина заключается в том, что производители предлагают условия, невыгодные им же самим. Запрет на ввоз машинокомплектов сделает невозможным дальнейший выпуск Ravon Nexia R3 – одной из самых востребованных на рынке моделей, сборка которой стартовала в Костанае в июне 2017 года. Среди новых автомобилей, по данным того же «КазАвтоПрома», чаще казахстанцы покупают только Toyota Camry и Lada 4×4. Прекращение выпуска этих продаж невыгодно ни заводам двух стран, ни автодилерам, ни потребителям.
https://365info.kz/2017/09/kak-eshhe-pomoch-otechestvennomu-avtopromu/
Именно потребители потеряют больше всего в случае, если вдруг будут приняты заградительные меры.
Узбекские автомобили являются альтернативой более дорогим моделям, которая казахстанцам весьма по душе
В январе-июле 2017 года в РК было импортировано 14632 единицы легкового автотранспорта. Из Узбекистана пришло 2064 штуки – более 14% от общего объема. Большую долю на рынке имеют только российские и японские производители.
Но и совсем отказываться от этого сценария развития событий не стоит: Казахстан продолжает увеличивать объем льготного автокредитования, стимулирует сдавать автохлам в обмен на скидку при покупке нового автомобиля отечественной сборки, а с 1 января могут быть введены налоговые льготы для автопроизводителей. Как знать, может казахстанские законодатели пойдут еще дальше и по примеру узбекских коллег очистят внутренний рынок от конкурентов?