Бассейн моря охватывает территории шести государств. Прорыва в решении его проблем пока нет — усыхание постоянно прогрессирует.
Арал еще очень далек от себя прежнего. Это всего лишь около 5% площади всей акватории бывшего моря и не больше 3% его прежней водной массы. Но надежды на спасение уже появились. Об этом пишет Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ.
Арал оживает, наполняется водой и приближается к своим прежним берегам, имея все шансы к печальному статусу «первого моря, уничтоженного человеком» получить еще один, куда более позитивный — «первого моря, человеком же восстановленного».
Один немаловажный штрих: это все
пейзажи Северного Арала – той части прежнего моря, что расположена на территории Казахстана. А его восстановление – заслуга исключительно самой республики
В Арал возвращается жизнь, но морем он вряд ли станет — эксперты
Плотину между северной и южной частями Арала там построили еще в начале 90-х, чтобы спасти хотя бы малую часть моря. Первую плотину, ветхую и малоэффективную, спустя десять с небольшим лет сменила новая, современная, построенная частично на средства из республиканского бюджета Казахстана, частично – на деньги Всемирного Банка.
С тех пор водное зеркало малого Арала стремительно растет, накапливая воду. За время обмеления береговая линия отступила от населенных пунктов на 70-80 км. Сейчас до нее – около 10. Уровень соли в воде значительно снизился. В море возвращается рыба, в том числе краснокнижные особи. По словам ученых, в водах Малого Арала сейчас обитают не меньше 20 видов рыбы.
Остальной Арал сегодня представляет собой печальное зрелище – просоленную насквозь пустыню с узкими полосками водной глади
Пустыню, которая растет день ото дня. На полное восстановление моря понадобятся долгие годы и, очевидно, усилия не только одного государства.
На берегу высохшего моря: как выживают в узбекском Приаралье
Бассейн Аральского моря охватывает территории шести республик: пять стран Центральной Азии и Афганистан. Государства, которые находятся в верховьях, проблема Арала затрагивает в меньшей степени. И тем не менее, все эти страны, за исключением Афганистана по понятным причинам, участвовали в создании Международного Фонда Спасения Арала. Документ об его учреждении был подписан в 1993 году.
На первых порах Фонд действительно позволил решить самые острые вопросы и разногласия в сфере водопользования и водозабора из питающих Арал Сырдарьи и Амударьи. До сих пор в рамках МФСА регулярно заседает Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, но
прорыва в решении проблем Арала с тех пор так и не случилось
С момента создания Фонда процесс усыхания моря не только не был приостановлен, а наоборот постоянно прогрессировал. Очевидно, причина малой эффективности структуры кроется в разногласиях ее членов. Из-за этих противоречий Кыргызстан, например, даже «заморозил» свое участие в деятельности Фонда.
Кратко
проблему этих противоречий можно объяснить слишком разными интересами находящихся в бассейне Арала государств
Да, о необходимости спасения моря говорят все, но на практике эти слова не всегда подкрепляются делом. Находящиеся в верховьях Кыргызстан и Таджикистан больше заинтересованы в увеличении производства энергии на своих ГЭС. В этой связи Бишкек и Душанбе в самое неподходящее, летнее время, накапливают воду в своих водохранилищах, а сбрасывают ее, соответственно, зимой, когда им необходимо больше энергии. А странам в низовьях зимой вода в таких объемах уже не нужна, поэтому она в лучшем случае сбрасывается в различные впадины, в худшем — затапливает прибрежные населенные пункты, так и не доходя до моря.
Аральскую проблему усугубляют осушающие Амударью каналы Туркменистана с одной стороны и экономические амбиции Узбекистана по добыче газа на дне высохшего моря с другой
Между тем, ученые давно подсчитали, что деградация моря и всей окружающей его среды несет столь масштабные негативные экологические, а значит и экономические последствия для всех без исключения стран региона, что они с лихвой перекрывают все краткосрочные бонусы от мероприятий, усугубляющих эту деградацию сейчас. Для наглядности простой пример. Ежегодно со дна Аральского моря ветер поднимает тонны пыли и разносит их на очень большие расстояния, оседая песком даже на горных ледниках расположенного на солидном расстоянии от моря Таджикистана. А потом эта едкая соль заставляет быстрее таять ледники Памира и Тянь-Шаня, обостряя и без того напряженную ситуацию с водой в Центральной Азии.
Узбекистан оказался среди лидеров несправедливого распределения нефтедолларов
Поэтому проблема Арала – проблема не только Казахстана и Узбекистана отдельно взятых, это проблема региона, материка, целого мира в конце концов. И решать ее надо всем вместе. Каким образом? Пересмотром ли режимов водопользования, урегулированием вопросов компенсации потерь за недополученную зимнюю электроэнергию от ГЭС, установлением ежегодной квоты по объемам воды для Арала — это уже вопрос второй.
Задача номер один сейчас — для начала хотя бы сесть за стол переговоров и настроиться на компромисс
Причем сделать это можно и нужно на базе той площадки, которая уже существует. Речь, собственно, о Международном Фонде спасения Арала. В нем до 2019 года председательствует Туркменистан и, судя по официальным заявлениям Ашхабада и реальным предложениям по модернизации формата сотрудничества, власти республики решительно настроены на решение проблемы.
А это уже полдела…