Что позволило казахстанским управленцам поколения 1960-х справиться с поставленными главой государства непростыми задачами, рассказывает эксперт информационно-аналитического центра (ИАЦ) МГУ Дарья Чижова.
Специфика казахстанской политической системы заключается в том, что в настоящий момент в ближнем круге Нурсултана Назарбаева находятся представители сразу нескольких поколений: ветераны независимости, технократы родом из 60-х, болашаковцы–семидесятники. В этом аспекте заключается сильная сторона управленческой модели – не Китай, конечно, где кадровая ротация через определенный срок осуществляется на «поколенческой основе», но по крайней мере, многообразие взглядов и подходов обеспечено.
Смена поколений во власти: «эра героев» заканчивается — эксперт
С другой стороны, «гладкой» ротации в любом случае не произойдет, поскольку старая гвардия при всех естественных потерях сохраняет доминирующие позиции в ближнем круге, а попадание в эту когорту избранных связано не с возрастными параметрами, а с уровнем доверия к чиновнику со стороны главы государства.
Конечно, подобное деление на поколенческие группы достаточно условно. Вполне вероятно, что Асет Исекешев, которому сейчас 46 лет, по своему «типажу» ближе к Кариму Масимову (52 года), нежели к Бауыржану Байбеку (43 года). Кайрат Келимбетов, которому сейчас 48 лет, вряд ли относит себя к «поколению болашаковцев», будучи выпускником ВМиК.
Политические элиты Центральной Азии на пороге смены поколений и серьезных перемен — эксперт
Примечательно, что именно «born in 60’s» на протяжении последних 10-15 лет осуществляли с разной степенью успешности экономическую политику в РК.
Карим Масимов, Кайрат Келимбетов, Ерболат Досаев, Умирзак Шукеев, Тимур Кулибаев – при всем различии характеров и управленческих подходов, уровня личных связей и нынешнего статуса между ними много общего в понимании собственного места внутри системы и отношению к делу.
Если Имангали Тасмагамбетов называл себя «продуктом президента», то перечисленные политики с полным правом могут называть себя «воспитанниками Елбасы». Всем был предоставлен шанс проявить себя, некоторым дали даже не одну возможность, но каждый получил то, что заслужил – грех жаловаться. Ну, а самое главное, что их формирование как управленцев, политиков проходило в постоянном и тесном общении с президентом РК, на личном примере, как говорится. Это, безусловно, уникальный опыт, который не пропал даром.
https://365info.kz/2017/07/otstavka-abykaeva-politicheskie-tyazhelovesy-obmenivayutsya-udarami-ekspert/
Следующее поколение управленческой элиты смотрится гораздо «легче», он пришло в систему, когда период безвременья 90-х уже завершился, в казахстанскую экономику пошли серьезные инвестиции, вопрос выживания уже не стоял в повестке дня. Вовсе неслучайно, что в кризисные 2007-2010 годы почти все ключевые посты в правительстве и нацхолдингах получили перечисленные выше фигуры.
Назарбаев успел «закалить» их характер, но в отличие от старой гвардии это поколение управленцев уже обладало лучшими зарубежными практиками администрирования. Сочетание характера и знаний позволило казахстанской экономике, пусть и с большими потерями, но «отбиться» в самый трудный кризисный период.
Так и сейчас востребованность таких фигур, как Карим Масимов или Кайрат Кожамжаров в самых ответственных – силовых — структурах показывает, что «проверка» со стороны Елбасы пройдена, а «становым хребтом» политической системы становятся казахстанские шестидесятники.