По поводу якобы имеющих место ограничений прав мусульман уж точно не США выступать радетелями за состояние ислама в Центральной Азии, отметил историк Сергей Рекеда.
Информационно-аналитический центр России опубликовал любопытное интервью Дарьи Чижовой с кандидатом исторических наук, главным редактором аналитического портала RuBaltic.Ru Сергеем Рекедой. Эксперт поделился своим мнением о поправках в законодательство по вопросам религиозной деятельности в Казахстане, а также по поводу недавно опубликованного доклада Тиллерсона о соблюдении прав верующих в странах Центральной Азии.
− Август 2017 года для казахстанской политики оказался неожиданно насыщенным. Совещание с участием президента, разъяснительная работа премьера с акимами и министрами, неожиданная идея о продлении сроков проведения ЭКСПО. Для традиционного летнего затишья очень много новостных поводов. И все-таки – какое политическое событие можно назвать главным событием августа?
− На мой взгляд, ключевое событие месяца — презентация проекта нового закона, касающегося регламентаций в религиозной сфере, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».
Это очень важный и своевременный шаг со стороны Акорды.
Опасное развитие экстремистских тенденций в духовной жизни общества, противоречивые тренды в системе религиозного образования, даже простой на первый взгляд вопрос о допустимости ношения хиджабов – все эти темы нуждались в системном законодательном оформлении
Так что инициативу казахстанских властей в этом русле можно только приветствовать. Другое дело, что любые, даже самые своевременные и правильные законы остро нуждаются в квалифицированных исполнителях. Для того чтобы система заработала, необходимы кадры, глубоко понимающие ситуацию в религиозной сфере.
− Новации в религиозной сфере в течение августа были презентованы сразу на нескольких статусных площадках. И понятно, что на официальном уровне все было более чем оптимистично. Однако некоторые популярные сетевые авторы высказывали критические замечания в отношении этого документа. С чем была связана эта критика?
− Прежде всего хотел бы заметить, что для проблемы такого уровня критических замечаний в адрес разработчиков намного меньше, чем можно было бы ожидать. Очевидно, что команда Нурлана Ермекбаева на этом этапе вполне успешно справилась с поставленной задачей.
Что касается полемики в социальных сетях, она развернулась фактически вокруг одного положения проекта — запрета на ношение предметов одежды, «препятствующих распознаванию лица в общественных местах, использование, ношение и распространение в общественных местах внешних атрибутов и предметов одежды, демонстрирующие принадлежность к деструктивным идеологическим течениям». Замечу, что не только в Казахстане, но и в Азербайджане, Кыргызстане этот вопрос относится к категории проблемных, дискуссионных. Тут необходима определенная твердость позиции со стороны государства.
Тем более, как справедливо отмечают сторонники нового закона, ношение хиджаба не в традиции степных народов. Зачем тогда воспринимать традиции, чуждые и казахской, и азербайджанской истории?
Запомнился комментарий одного из читателей портала Zakon.kz: «Ношение такого одеяния — не традиция нашего государства. Разве издревле казахи носили никабы? Нет! А всем приезжим можно сказать – живёте в нашем государстве, подчиняйтесь законам нашей страны». Думаю, что подавляющее большинство придерживается сходной позиции, только может быть не в столь резкой форме.
Остальные положения, в том числе вопросы, касающиеся религиозного образования за пределами Казахстана, особых дискуссий не вызвали. Я бы даже сказал, что вне зависимости от общественной позиции, политических взглядов – все лидеры мнения (от либералов до национал-патриотов) поддержали необходимость определить законодательные основы противодействия деструктивным религиозным течениям.
− Так совпало, что проект нового закона обсуждается на фоне появления доклада Госдепартамента США о состоянии религиозных свобод в мире. Казахстан не в аутсайдерах, но определенные претензии, кстати говоря, стандартные для постсоветских стран, Астане все-таки предъявляются.
− Доклад Тиллерсона – новый инструмент давления Вашингтона на постсоветские страны
Именно так его и нужно воспринимать. Битва за права «Свидетелей Иеговы» — это долгоиграющая пластинка, которую время от времени достают из архива демократы и республиканцы. Обратите внимание на то, что в докладе этого года указаны 10 стран, вызывающих особое беспокойство: Мьянма, Китай, Эритрея, Иран, Северная Корея, Саудовская Аравия, Судан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Два государства Центрально Азии уже не первый год упоминаются в этом списке.
А что касается якобы имеющих место ограничений прав мусульман, то уж точно не США выступать радетелями за состояние ислама в Центральной Азии
Казахстан – светское государство, но здесь подчеркнуто уважительно относятся ко всем конфессиям и традиционным религиям. А в докладе опять-таки расставляются иные акценты, правительство страны разделяет религиозные объединения на традиционные и нетрадиционные, признаёт лишь традиционные и оказывает им поддержку, а нетрадиционные религии строго контролируются и подвергаются гонениям. Получается, что Казахстан не в аутсайдерах, но у Госдепа тема для претензий как бы нашлась.