Часть казахстанцев оправдывает похищение девушек давней традицией. Но так ли это на самом деле? В этом попытался разобраться казахскоязычный портал Qamshy.kz.
«У нашей нации много обрядов и традиций, похищение невесты — одна из них. Однако общество не всегда воспринимает это положительно. В принципе, это древняя красивая традиция казахского народа. Иногда ее использовали влюбленные, чьи родители не имели возможности соблюсти все правила женитьбы — сватовство, выплату калыма и последующей свадьбы. Тогда жених и невеста по обоюдному согласию использовали такой путь создания семьи.
Значит, похищение невесты — национальный обычай, возникший в силу некоторых обстоятельств того времени.
Похищение невесты в Алматы попало на видео
— Похищение невесты — древний казахский обычай, передаваемый из поколения в поколение, — отвечает на наш вопрос 80-летняя Назымкуль әже (бабушка). — И в наше время были похищения, при этом согласие девушки не имело значения. Если похищенная не соглашалась на брак, то одна из старейших женщин ложилась у порога и говорила: «Если переступишь через меня и уйдешь, будешь несчастной, не дам тебе своего благословения». После таких слов никто не перечил старшим, соглашаясь с их доводами. Сломленной девушке надевали платок и она становилась членом новой семьи. То есть это наш древний национальный обычай. Благодаря ему
многие похищенные девушки сделали счастливыми своих мужей и сами были счастливы
Они создали семьи, прожили долгую счастливую жизнь, нарожали детей, увидели внуков и правнуков, — говорит мать шестерых детей Назымкуль әже.
Однако с ней не согласен кандидат филологических наук, педагог Самал Дарибаев. Он считает, что
похищение невесты нельзя считать национальной традицией
Педагог уверен, что девушка должна выходить замуж по любви и согласию, ее нужно провожать из родительского дома после проведения «Ұзату той».
— Наш народ очень трепетно относится к своим дочерям, называет их гостьями в родительском доме. После согласия обеих сторон родители благословляли свою дочь и проведя «Ұзату той» провожали из родительского дома под мелодичные мотивы «Сыңсу» — прощальной песни невесты с юностью, родительским домом и подругами. Такова национальная традиция, передаваемая из поколения в поколение. Безусловно, советская действительность внесла в нее свои коррективы. Именно в этот период появилась традиция похищения невесты по обоюдному согласию молодых. Такое случалось, когда родители жениха не имели возможности соблюсти все формальности национальной традиции — сватовство, выплату калыма и последующее проведение свадьбы. Бывали случаи, когда девушек похищали без их предварительного согласия, однако называть это национальной традицией язык не поворачивается. Самое правильное — соблюсти все формальности национальных обычаев и получить благословение старших», — говорит Самал Дарибаев.
Сегодня проблема похищение невест разделила общество на два лагеря. Если старшее поколение считает это национальной традицией и относится благосклонно, то молодежь придерживается полярного мнения — семья, основанная не на взаимной любви, а на насилии, не бывает долговечной, считают они.
«Похищение девушек относим к национальным традициям — оно имеет глубокие корни. Однако в старину молодые мужчины похищали будущую невесту только по ее предварительному согласию. Сегодня же участились похищения, когда женихи крадут приглянувшихся им девушек только однажды увидев, без каких-либо ответных шагов со стороны «невесты». Это в корне неправильно.
Играть с судьбой девушек, ссылаясь на национальные традиции, большой грех»,
— уверен студент третьего курса Казахского национального университета Абай Нурсултан.
А как относится к проблеме похищение невесть религия? Насколько это соответствует канонам шариата?
«С точки зрения шариата, похищение — дело не богоугодное. Вообще,
шариат строго запрещает вмешательство в права и свободы правоверных мусульман. Это оскорбление чести и достоинства человека и большой грех
Вступать в брак или нет — это решение должно оставаться за девушкой. Даже отец не может выдать дочь замуж против ее воли. Пророк при совершении прощального хаджа на равнине Мина в день жертвоприношения сказал:
«Действительно, ваша кровь, скот, имущество и ваша честь друг другу также священны, как этот священный город (Мекке), как этот месяц (паломничества), как этот священный день (Курбан айт)»,
предупредив, насколько священны честь и достоинство человека. А значит честь и достоинство девушек также священны и никто не может выдавать их замуж против воли», — говорит аульный мулла Зият».