Давно предсказанный кризис на рынке редкоземельных металлов так и не случился. И Казахстан сыграл в этом пусть маленькую, но свою роль — запасы нашлись и у нас. Значит не стоит сильно верить прогнозам о крушении рынков, пишет агентство Bloomberg.
Дословно:
«Рыночные силы обеспечат удовлетворение спроса на редкоземельные ископаемые.
В течение почти десятилетия американские политики и промышленники предупреждали о надвигающемся апокалипсисе в мире поставок редкоземельных элементов, которые являются важнейшими компонентами практически всего — от электромобилей до военной техники.
Поскольку на Китай приходится почти всё мировое производство металлов, многие предполагали, что он мог бы держать производство США мёртвой хваткой
Но апокалипсис так и не настал. Вместо этого исследователи и предприниматели искали новые источники редкоземельных элементов, обеспечивая условия, при которых именно рынки, а не Китай, будут полностью контролировать поставки. В то время как администрация Дональда Трампа рассматривает новые рискованные шаги по разработке новых месторождений редкоземельных элементов, ей следует извлечь урок из недавнего прошлого. Несмотря на то что редкоземельные элементы нечасто используются в бытовом назначении, они исключительно важны для современной экономики. Магниты, сделанные из неодима, являются критически важными для повышения эффективности турбин, празеодим используется для усиления металлов в авиационных двигателях, лантан является ключевым элементом в линзах камер, а также армейских приборах ночного видения.
На протяжении десятилетий США были мировым лидером в производстве и обработке подобных металлов. Но в 1990-х стали уступать свои позиции китайским производителям, которые имели преимущество из-за более низких затрат, меньших законодательных ограничений и динамично развивающейся производственной базы. Переход был стремительным – рудник Маунтин Пасс в Калифорнии, единственный рудник редкоземельных металлов в США, закрылся в 2002 году. Через десять лет Китай уже производил около 97% всех мировых запасов.
Доминирование на рынке не осталось без внимания. Конгресс США предупреждал, что Китай может стать монополистом в области сырья, необходимого для производства некоторых видов оружейных систем, провёл исследование по редкоземельным элементам в цепочке поставок министерства обороны и предложил разработать законодательство, поддерживающее разработку собственного альтернативного производства редких металлов. Соответствующие публикации предупреждали о «Редкоземельном кризисе», который в какой-то момент уже казалось был неизбежен. В 2010 г. из-за политического кризиса между двумя странами Китай приостановил поставки редкоземельных элементов в Японию. Япония при этом является огромным рынком редких металлов. Возникла паника, цены взлетели. Церий, стоивший в 2008 г. 6 долларов за фунт, подскочил до 77 долларов. Уловив возможность, горнодобывающая компания Моликорп потратила около 1 млрд долларов на расконсервацию рудника Маунтин Пасс. С ростом паники цена акций росла.
Но у рынков есть свои способы реагирования на дефицит. При этом фактически редкоземельные элементы не такие и редкие. Скорее, их труднее найти в экономически обоснованных количествах и дорого добыть. Растущие цены могут быстро изменить экономику в худшую сторону. Даже до эмбарго на поставки в Японию стали появляться новые источники редких металлов в Канаде, Южной Африке, Казахстане, Австралии и Малайзии. В Китае между тем быстро разрастались рудники — страна хотела воспользоваться высокими ценами.
Более важно то, что производители, напуганные перспективой потерять доступ к редкоземельным элементам, начали инвестировать в поиск альтернатив. Хонда Мотор Компани разработала первый в мире гибридный автомобильный двигатель, в котором не используются редкоземельные магниты (таким образом компания снизила стоимость и вес двигателей). Компания «Хитачи Металс Америка» смогла существенно снизить количество редкоземельных элементов в своих магнитных изделиях.
Трамп, Россия и «мутный бизнес» в Казахстане
К концу 2011 года снизившийся спрос и увеличившееся предложение привело цены на редкоземельные элементы в упадок, вызвав банкротство Моликорп. Глобальный рынок, который, как многие предсказывали, мог подмять под себя Китай полностью, вместо этого отреагировал на дестабилизацию поиском новых источников. Благодаря новым технологиям и разведке металлов, включая шельфовые залежи в Северной Дакоте, следующий кризис не должен быть столь сильным, как предыдущий.
Всё перечисленное делает вновь проявленный интерес администрации Трампа к разработке редкоземельных материалов в Афганистане экономически ошибочным. Очевидно, администрация текущего президента надеется на то, что оставшийся в стране американский контингент позволит американским горнодобывающим компаниям разрабатывать запасы редких металлов и таким образом снизить монополию Китая. План всё ещё достаточно туманный, но при этом у республиканцев сохраняется паника по поводу доминирования Китая в производстве редких металлов, что делает воплощение плана более реальным.
На самом деле у США едва ли есть причины опасаться нехватки редких металлов в обозримом будущем. Даже если Китай снова попытается сжать рынок, сила конкуренции и инновации приведут спрос и предложение в соответствие друг с другом. Американцы, превозносящие свободный рынок, должны верить в это гораздо сильнее».
Источник: Bloomberg