Нур-Султан
Сейчас
10
Завтра
4
USD
425
+1.44
EUR
498
+0.42
RUB
5.56
-0.01

Курьезные законы Казахстана: о пешеходах-нарушителях и жезлах власти

2155

денег не получишь, а потратишь час рабочего времени, чтобы привлечь его к ответственности

Поэтому они это делают только при спецотработках. Когда по ДВД выносится приказ о проведении определенного ОПМ и начальство им говорит, что галочки нужны по таким-то правонарушениям и каждому сотруднику следует составить столько-то адмпротоколов. Вот тогда они быстренько поймают нарушителей сколько надо и галочки в показателях проставят. А как закончится ОПМ, пешеходы могут и дальше нарушать ПДД сколько им вздумается.

Алматинские водители настолько суровы, что пешеходы боятся переходить по «зебре»

С мнением коллеги отчасти согласен юрист Бахтияр Галимжанов. Однако он больше видит в таком попустительстве скорее не коррупционную составляющую, а банальную халатность и отсутствие правовой культуры.

— Здесь дело не в совершенстве закона, а в правоприменительной практике, – говорит юрист. – Выявлять подобные правонарушения, на мой взгляд, должна патрульно-постовая служба, сотрудники которой передвигаются пешком. Полицейские, что совершают автопатрулирование, ориентированы в первую очередь на нарушения, совершаемые водителями автотранспортных средств, пресечение каких-то хулиганских действий, раскрытие преступлений и так далее. И возможно, они считают, что переход улицы в неположенном месте не является таким уж серьезным правонарушением. Хотя на мой взгляд, это не совсем правильно. Они должны по каждому факту правонарушения реагировать и привлекать к административной ответственности. А

то, что с пешехода взятку не возьмешь по причине его безденежья, я думаю, не совсем верно

У нас и пешеходы бывают с деньгами, (а значит теоретически могут дать взятку), и водители не очень состоятельные. Но если брать среднюю составляющую, автолюбители все же более обеспеченные люди, нежели пешеходы. И нужно признать, что больше всего таких коррупционных преступлений совершается при передаче взяток со стороны водителей авто. Там и штрафы больше, а соответственно и тарифы выше. Но я считаю, что здесь

главную роль играет не это, а уровень компетентности и профессионализма самих полицейских

Может быть сам сотрудник иногда переходит дорогу в неположенном месте, а потому не считает это серьезным правонарушением. Что же касается проведения полицейских спецотработок, здесь показатели резко повышаются не только в ситуации с пешеходами, а по всем категориям правонарушений.

На алматинских дорогах проводятся масштабные рейды

Обе точки зрения разделяет Эдуард Эдоков, председатель независимого автомобильного союза Казахстана. Только на его взгляд, дело не только в службе сотрудников патрульно-постовой службы, отлавливающих нарушителей в нужное время по указке начальства, а всей полиции в целом.

— Конечно, останавливать водителей полицейским гораздо выгоднее, чем пешеходов, с которыми «мороки» гораздо больше. Да и наверное каких-то других распоряжений от своего начальства у них хватает, – считает Эдуард Эдоков. – На мой взгляд, полиция — это такой специфический государственный орган, который вообще не хочет ничем особо заниматься. Ни пешеходами, ни водителями-нарушителями, ни наведением порядка на дороге, ни в целом по стране. Чем больше я наблюдаю за работой нашей полиции, тем больше убеждаюсь, что они малоэффективны для наведения порядка, да и вообще слабо обучены. Главная цель для большинства ее сотрудников – как можно больше выгоды для себя получить. И если с пешехода мало что возьмешь, то с автомобилиста можно что-то заполучить. Вот они в этом направлении и работают. На мой взгляд, у нас вся служба дорожной полиции направлена не на предотвращение каких-то нарушений, а на то, чтобы карать. Но и это они по большей части делают не для того, чтобы пополнять госбюджет и наводить порядок на дорогах, а для того, чтобы повышать свое материальное благосостояние. Конечно, работа у них достаточно сложная. Они вынуждены стоять на дороге и в дождь, и в снег, и в град, а зарплаты оставляют желать лучшего. Вот они и работают на себя.

Жест рукой как удар по коррупции

Не так давно казахстанских полицейских лишили привычных всем жезлов, обязав их регулировать дорожное движение вручную. Разработчики законопроекта основывались на опыте ведущих стран мира, а также хотели использовать это новшество как один из методов борьбы с коррупцией. Мол, не будет у полицейских жезлов, не смогут они останавливать всех подряд и собирать с водителей деньги. В идеале все нарушения ПДД должны были выявлять различные системы фото- видео- фиксации или полицейские, ведущие автопатрулирование. В исключительных случаях (ДТП, ЧС, заторы) транспортные средства разрешили останавливать жестом руки, направленной на автомобиль с одновременной подачей свистка. С введения новшества прошло уже почти 9 месяцев, однако это до сих пор вызывает сомнения в своей целесообразности.

Ролик о полицейском без жезла развеселил Казнет

— В том, что запретили жезлы, я не вижу никакого смысла, – считает Эдуард Эдоков. – Более того, когда полицейские на дороге размахивают руками, пытаясь регулировать движение, это выглядит комично. Я разговаривал с самими полицейскими, они тоже не понимают, чем законодателям не угодили эти жезлы. Но это уж точно не первоочередная проблема, которая должна заботить руководство МВД. К тому же,

нельзя сказать, что после удаления полицейских жезлов сразу стало больше порядка на дорогах или коррупция уменьшилась

И сами полицейские, и автомобилисты говорят, что жезл, светящийся в темноте и видимый издалека, был очень удобен. Я не знаю и не могу понять, кому могла прийти в голову такая новаторская идея.

Жизнь без палки. Как в мире обходятся без дорожных жезлов

В целесообразности такого нововведения сомневается и Бахтияр Галимжанов. По его мнению, это никак не способствует первоначально поставленным целям, а вызвает лишь дополнительные неудобства для всех участников дорожного движения. Хотя он все же попытался найти разумное объяснение инициативе законодателей.

— Шла подготовка к ЭКСПО-2017 в Астане. Наверное, это новшество вводилось, чтобы показать иностранцам, что мы тоже придерживаемся всех европейских стандартов в обеспечении дорожной безопасности. И наверное, в этом плане действительно была какая-то польза, – поясняет юрист. – Но по сути, больше никакого прока я от этой нормы закона не вижу. Я сам как автолюбитель считаю, что система с жезлами была гораздо удобнее. Да и автолюбителям было привычнее подчиняться сигналам, поданным с помощью него. Улучшения статистики по уменьшению ДТП я что-то не наблюдал, что же касается остановки автомобилей только во время автопатрулирования, я не раз замечал, что полицейские и без жезлов спокойно останавливают машины, стоя на обочине. Меня самого недавно останавливали. Патрульные автомашины стояли у дороги, а все инспекторы вышли и останавливали жестом руки. Может быть законодатели и хотели искоренить коррупцию, но забрав жезлы у полицейских, этого не добиться, по крайней мере это наивно.

МВД рассмотрит возвращение жезлов полицейским

Однако юрист Сергей Уткин считает, что кое-какие положительные результаты это новшество все же принесло. Конечно, регулировщик, размахивающий руками, выглядит довольно нелепо, но отобрав жезлы у полицейских государство все же смогло поставить может и не «железобетонный», но все же какой-никакой заслон коррупции.

Как водитель скажу, что до сих пор не могу относиться без юмора машущему рукой полицейскому на дороге, – говорит Сергей Уткин. – Но как бы это ни казалось смешно, до введения этой нормы закона многие полицейские злоупотребляли своим положением и останавливали кучу машин, просто чтобы заработать денег. Теперь же, насколько я вижу,

они останавливают машины только в ходе автопатрулирования, а с обочин уже руками не машут

Ведь раньше как было? Даже если патрульный экипаж во время автопатрулирования останавливал машину, то один полицейский разбирался с водителем, а второй со скуки выходил на дорогу с жезлом и начинал останавливать других автолюбителей. А

сейчас, когда нет жезлов, останавливать рукой как-то некрасиво получается. Видимо полицейские сами чувствуют это

и не хотят выглядеть смешно. Так что можно сказать, все это сыграло в плюс – нет жезла, нет и того, что полицейские дополнительно кого-то останавливают.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter