Почему полицейские редко обращают внимание на пешеходов-нарушителей, и как отсутствие жезлов способствует борьбе с коррупцией.
В Казахстане существует немало законов и правил, которые не исполняются, а то и вовсе не поддаются логическому объяснению. Сегодня мы продолжаем анализировать некоторые из них, опираясь на мнение известных юристов.
Время от времени в Казахстане проводятся отработки по пешеходам, переходящим проезжую часть в неположенном месте. Полицейские ловят их сотнями и ежедневно предоставляют СМИ внушительные цифры привлеченных к ответственности нарушителей. Дело благое – ведь такой пешеход рискует не только собственной жизнью, но и создает опасность для других участников дорожного движения. Вопрос лишь в том, почему столь хорошие показатели появляются лишь во время подобных мероприятий, тогда как
в другое время полицейские обычно не обращают на таких нарушителей никакого внимания
Закон запутался: велосипедисты — водители или пешеходы?
— Да потому что это приносит много канители и мало прибыли, – считает известный казахстанский юрист Сергей Уткин. – Поймать пешехода для полицейских проблем не составляет. Но они понимают, что такой нарушитель (в отличие от нарушителя-водителя) вряд ли носит с собой крупную сумму денег и соответственно взятку не даст. А если у него еще и удостоверения личности с собой нет, придется вести его в полицейский участок, оформлять адмпротокол… То есть
денег не получишь, а потратишь час рабочего времени, чтобы привлечь его к ответственности
Поэтому они это делают только при спецотработках. Когда по ДВД выносится приказ о проведении определенного ОПМ и начальство им говорит, что галочки нужны по таким-то правонарушениям и каждому сотруднику следует составить столько-то адмпротоколов. Вот тогда они быстренько поймают нарушителей сколько надо и галочки в показателях проставят. А как закончится ОПМ, пешеходы могут и дальше нарушать ПДД сколько им вздумается.
Алматинские водители настолько суровы, что пешеходы боятся переходить по «зебре»
С мнением коллеги отчасти согласен юрист Бахтияр Галимжанов. Однако он больше видит в таком попустительстве скорее не коррупционную составляющую, а банальную халатность и отсутствие правовой культуры.
— Здесь дело не в совершенстве закона, а в правоприменительной практике, – говорит юрист. – Выявлять подобные правонарушения, на мой взгляд, должна патрульно-постовая служба, сотрудники которой передвигаются пешком. Полицейские, что совершают автопатрулирование, ориентированы в первую очередь на нарушения, совершаемые водителями автотранспортных средств, пресечение каких-то хулиганских действий, раскрытие преступлений и так далее. И возможно, они считают, что переход улицы в неположенном месте не является таким уж серьезным правонарушением. Хотя на мой взгляд, это не совсем правильно. Они должны по каждому факту правонарушения реагировать и привлекать к административной ответственности. А
то, что с пешехода взятку не возьмешь по причине его безденежья, я думаю, не совсем верно
У нас и пешеходы бывают с деньгами, (а значит теоретически могут дать взятку), и водители не очень состоятельные. Но если брать среднюю составляющую, автолюбители все же более обеспеченные люди, нежели пешеходы. И нужно признать, что больше всего таких коррупционных преступлений совершается при передаче взяток со стороны водителей авто. Там и штрафы больше, а соответственно и тарифы выше. Но я считаю, что здесь
главную роль играет не это, а уровень компетентности и профессионализма самих полицейских
Может быть сам сотрудник иногда переходит дорогу в неположенном месте, а потому не считает это серьезным правонарушением. Что же касается проведения полицейских спецотработок, здесь показатели резко повышаются не только в ситуации с пешеходами, а по всем категориям правонарушений.
На алматинских дорогах проводятся масштабные рейды
Обе точки зрения разделяет Эдуард Эдоков, председатель независимого автомобильного союза Казахстана. Только на его взгляд, дело не только в службе сотрудников патрульно-постовой службы, отлавливающих нарушителей в нужное время по указке начальства, а всей полиции в целом.
— Конечно, останавливать водителей полицейским гораздо выгоднее, чем пешеходов, с которыми «мороки» гораздо больше. Да и наверное каких-то других распоряжений от своего начальства у них хватает, – считает Эдуард Эдоков. – На мой взгляд, полиция — это такой специфический государственный орган, который вообще не хочет ничем особо заниматься. Ни пешеходами, ни водителями-нарушителями, ни наведением порядка на дороге, ни в целом по стране. Чем больше я наблюдаю за работой нашей полиции, тем больше убеждаюсь, что они малоэффективны для наведения порядка, да и вообще слабо обучены. Главная цель для большинства ее сотрудников – как можно больше выгоды для себя получить. И если с пешехода мало что возьмешь, то с автомобилиста можно что-то заполучить. Вот они в этом направлении и работают. На мой взгляд, у нас вся служба дорожной полиции направлена не на предотвращение каких-то нарушений, а на то, чтобы карать. Но и это они по большей части делают не для того, чтобы пополнять госбюджет и наводить порядок на дорогах, а для того, чтобы повышать свое материальное благосостояние. Конечно, работа у них достаточно сложная. Они вынуждены стоять на дороге и в дождь, и в снег, и в град, а зарплаты оставляют желать лучшего. Вот они и работают на себя.
Не так давно казахстанских полицейских лишили привычных всем жезлов, обязав их регулировать дорожное движение вручную. Разработчики законопроекта основывались на опыте ведущих стран мира, а также хотели использовать это новшество как один из методов борьбы с коррупцией. Мол, не будет у полицейских жезлов, не смогут они останавливать всех подряд и собирать с водителей деньги. В идеале все нарушения ПДД должны были выявлять различные системы фото- видео- фиксации или полицейские, ведущие автопатрулирование. В исключительных случаях (ДТП, ЧС, заторы) транспортные средства разрешили останавливать жестом руки, направленной на автомобиль с одновременной подачей свистка. С введения новшества прошло уже почти 9 месяцев, однако это до сих пор вызывает сомнения в своей целесообразности.
Ролик о полицейском без жезла развеселил Казнет
— В том, что запретили жезлы, я не вижу никакого смысла, – считает Эдуард Эдоков. – Более того, когда полицейские на дороге размахивают руками, пытаясь регулировать движение, это выглядит комично. Я разговаривал с самими полицейскими, они тоже не понимают, чем законодателям не угодили эти жезлы. Но это уж точно не первоочередная проблема, которая должна заботить руководство МВД. К тому же,
нельзя сказать, что после удаления полицейских жезлов сразу стало больше порядка на дорогах или коррупция уменьшилась
И сами полицейские, и автомобилисты говорят, что жезл, светящийся в темноте и видимый издалека, был очень удобен. Я не знаю и не могу понять, кому могла прийти в голову такая новаторская идея.
Жизнь без палки. Как в мире обходятся без дорожных жезлов
В целесообразности такого нововведения сомневается и Бахтияр Галимжанов. По его мнению, это никак не способствует первоначально поставленным целям, а вызвает лишь дополнительные неудобства для всех участников дорожного движения. Хотя он все же попытался найти разумное объяснение инициативе законодателей.
— Шла подготовка к ЭКСПО-2017 в Астане. Наверное, это новшество вводилось, чтобы показать иностранцам, что мы тоже придерживаемся всех европейских стандартов в обеспечении дорожной безопасности. И наверное, в этом плане действительно была какая-то польза, – поясняет юрист. – Но по сути, больше никакого прока я от этой нормы закона не вижу. Я сам как автолюбитель считаю, что система с жезлами была гораздо удобнее. Да и автолюбителям было привычнее подчиняться сигналам, поданным с помощью него. Улучшения статистики по уменьшению ДТП я что-то не наблюдал, что же касается остановки автомобилей только во время автопатрулирования, я не раз замечал, что полицейские и без жезлов спокойно останавливают машины, стоя на обочине. Меня самого недавно останавливали. Патрульные автомашины стояли у дороги, а все инспекторы вышли и останавливали жестом руки. Может быть законодатели и хотели искоренить коррупцию, но забрав жезлы у полицейских, этого не добиться, по крайней мере это наивно.
МВД рассмотрит возвращение жезлов полицейским
Однако юрист Сергей Уткин считает, что кое-какие положительные результаты это новшество все же принесло. Конечно, регулировщик, размахивающий руками, выглядит довольно нелепо, но отобрав жезлы у полицейских государство все же смогло поставить может и не «железобетонный», но все же какой-никакой заслон коррупции.
— Как водитель скажу, что до сих пор не могу относиться без юмора машущему рукой полицейскому на дороге, – говорит Сергей Уткин. – Но как бы это ни казалось смешно, до введения этой нормы закона многие полицейские злоупотребляли своим положением и останавливали кучу машин, просто чтобы заработать денег. Теперь же, насколько я вижу,
они останавливают машины только в ходе автопатрулирования, а с обочин уже руками не машут
Ведь раньше как было? Даже если патрульный экипаж во время автопатрулирования останавливал машину, то один полицейский разбирался с водителем, а второй со скуки выходил на дорогу с жезлом и начинал останавливать других автолюбителей. А
сейчас, когда нет жезлов, останавливать рукой как-то некрасиво получается. Видимо полицейские сами чувствуют это
и не хотят выглядеть смешно. Так что можно сказать, все это сыграло в плюс – нет жезла, нет и того, что полицейские дополнительно кого-то останавливают.