«Диванные аналитики» обвиняют Таджикистан и Кыргызстан. Эксперты намекают, что не все так просто.
14 августа 2017 года ФСБ задержала четверых мужчин, готовивших теракты в Москве. По сообщению Центра общественных связей ФСБ, среди них были два смертника, один специалист по подрывному делу и их куратор из ИГ. Нашли и лабораторию по изготовлению взрывных устройств.
Новостные порталы (а следом и пользователи соцсетей) сразу обратили внимание на гражданство задержанных: один россиянин и три выходца из Таджикистана. При этом в апреле 2017, еще один уроженец Таджикистана Содик Ортиков был арестован по делу о взрыве в метро Санкт-Петербурга. Сам Ортиков свою причастность к взрыву категорически отрицал.
Как сообщает портал Sputnik Таджикистан, в Интернете немедленно начали появляться заявления, что именно выходцы из Таджикистана в последнее время становятся исполнителями терактов в РФ.
https://365info.kz/2017/08/risk-teraktov-v-rf-budet-tolko-rasti-veteran-spetsnaza/
По мнению Никиты Мендковича, эксперта Российского совета по международным делам (РСМД), это просто видимость, которая получается в результате освещения СМИ.
— Это случайная выборка, она может не отражать реальной картины,
— сказал он в интервью порталу.
Эксперт подчеркивает, что Таджикистан — это второе по числу мигрантов государство-донор рабочей силы в РФ. Учитывая, что именно в этой среде активно работают вербовщики, число выходцев из Таджикистана «чисто статистически всегда будет много».
Чем грозит Казахстану наплыв мигрантов в Россию?
Хотя он отмечает, что предпосылки для активной вербовки исполнителей терактов в Таджикистане и Кыргызстане, действительно есть. В регионе, особенно Ферганской долине, работают агенты многих радикальных исламских организаций. Это и «Братья-мусульмане», и «Хизб-ут-Тахрир», и даже движение «Джамаат Таблиг».
— Ситуация усугубляется тем, что в мечетях Таджикистана не хватает квалифицированных кадров.
В результате во многих сельских мечетях проповедуют люди с довольно сомнительным прошлым,
— говорит эксперт.
Аналогичная ситуация и в Кыргызстане.
Грозит ли Кыргызстану роль «экспортера смертников»?
В Узбекистане, по мнению Мендековича, исламистов прессуют намного сильнее. Причем как в плане практической деятельности спецслужб, так и на уровне законодательства.
— К примеру, там предусмотрена ответственность не только за распространение, но даже за просмотр экстремистского контента, — сказал он.
Глава Узбекистана потребовал от силовиков прекратить нападки на оппозиционные СМИ
Эксперт напомнил, что в Узбекистане начали сурово относиться к радикалам еще в 90-х. Тогда появилось движение за провозглашение исламского государства, но власти отреагировали жестко, пересажав всех, до кого дотянулись.
Кто успел — убежал. В том числе и в Таджикистан с Кыргызстаном
По мнению военного эксперта Игоря Коротченко,
вообще все центральноазиатские республики — это зона риска
— К сожалению, полностью теракты предотвратить невозможно. Противодействовать этому может только агентурная работа внутри национальных диаспор и бдительность населения, — полагает Коротченко и отмечает, что в криминальных сводках в качестве террористов не менее часто фигурируют и граждане России.
Узбекские политологи о теракте в Швеции: «Террористы уже не узбеки!»
Эксперты обращают внимание на другую проблему. Сам факт подготовки теракта выходцами из Таджикистана не добавит симпатий к уроженцам страны в глазах многих жителей РФ. И вновь «подогреет» тему о введении визового режима с государствами Центральной Азии.
— Людей, выдвигающих довольно радикальные лозунги, будет много. И значительная часть граждан эти лозунги легко воспримет.
Страх «чужих», мигрантофобия — это часть любого общества,
— говорит Юрий Московский, специалист по миграционному законодательству.
Так и случилось в Бельгии, Франции и Англии после серии терактов, унесших жизни нескольких десятков человек — пишет портал. Тогда во многих странах Евросоюза, славящегося традициями гуманизма и толерантности, глухое недовольство наплывом беженцев и мигрантов с Ближнего Востока быстро переросло в реальные законодательные инициативы, позволяющие «закрутить гайки» в сфере миграционного контроля.